Юрий Христензен: После переговоров с президентом США кремлевская пропаганда продолжила петь в ту же дуду – "украинские фашисты угрожают российским гражданам на Донбассе". Затем пропагандисты съехали на "угрозу НАТО". А сейчас получили методички, что нужно объединиться с Китаем, и потом уже "всем покажем". Поначалу это напоминало войну 2008 года в Грузии. В российский закон "О ветеранах" её бы вписали – "Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик". Но потом что-то сломалось.
История
В 1991 году шесть союзных республик отказались подписать Союзный договор. Во всех шести советские пропагандисты обнаружили "фашистов", которые начали кому-то "угрожать". В ответ советская армия приступила к "выполнению задач по обеспечению безопасности и защите" во всех шести республиках.
По странам Балтии Кремль получил ультиматум США и "выполнение задач" было свернуто. На границах Грузии, Молдовы и Армении были созданы зоны замороженных конфликтов, контролируемые Кремлем. Все войны проходили по одним лекалам с небольшими косметическими отличиями.
Сначала включалась военная пропаганда об "угрозе фашизма". Затем на территорию будущего конфликта засылались отряды вооруженных инсургентов. Когда силовики жертвы агрессии пытались восстановить конституционный порядок, в ход вступала регулярная армия агрессора с "миротворческой миссией".
Зачем?
Депутат группы "Союз" Верховного Совета СССР назвал эту стратегию "сепаратизмом наоборот". Если какая-то республика стремилась выйти из состава СССР, на ее территории создавался сепаратистский якорь, который хотел остаться в СССР и был категорически против вступления в Евросоюз и в НАТО.
На оккупированной территории раздавались российские паспорта, и "миротворческий контингент" российских войск становился "гарантом защиты российских граждан от фашистов". После этого Кремль стремился впихнуть сепаратистский анклав в политическое и экономическое тело жертвы.
В Молдове это удалось, и теперь жители Приднестровья голосуют на выборах "против НАТО". В Грузии не удалось, и была еще одна война, которая привела к признанию "республик". Армении Кремль помог создать собственный сепаратистский якорь, который стал лучшей гарантией от движения в НАТО и ЕС.
Как это было в Украине?
Подготовка к войне велась минимум с 2001 года. В это время кремлевские политтехнологи ввели конфликтогенные нарративы в риторику созданной Партии регионов. В 2008 году создали "Русское единство" в Крыму и аналогичные проекты в других регионах. Появились первые "флаги народных республик".
Весной 2014 года война перешла в горячую фазу. Всё по старым советским методичкам: "фашисты", засылка вооруженных инсургентов, сопротивление жертвы, ввод российских войск, создание "народных республик", раздача российских паспортов, попытка впихнуть сепаратистский якорь в тело жертвы.
Когда жертва отказалась признавать оккупационные администрации "представителями народа Донбасса", в ход пошла угроза большой конвенциональной войны. В ходе войны "республики" могут быть расширены, а затем признаны Кремлем с официальным размещением на их территории российских войск.
Почему война не началась?
Новый этап войны начался, просто он пока не перешел в фазу конвенционального вторжения войск агрессора. Самолеты с триколорами не летают, но кампания по расколу украинского общества продолжается, энергетический кризис никуда не делся, и гибридные военные действия в ЕС идут полным ходом.
Сейчас можно говорить лишь о том, почему не началась конвенциональная военная операция Кремля в Украине. Часть причин на поверхности – это готовность Украины защищаться и готовность коллективного Запада ответить жесткими экономическими санкциями. Другие причины не столь очевидны.
По опросам, лишь 16% россиян считают, что рейтинг президента повысится в случае проведения операции по "защите российских граждан в Украине". Большинство россиян боятся войны. Причем, если раньше их пугала "угроза НАТО", то сейчас они боятся, что Кремль ввяжется в какую-нибудь агрессивную войну.
Когда война начнется?
Если говорить об открытом вторжении, оно начнется, когда украинцы перессорятся между собой, Запад отвлечется на проблемы, созданные Кремлем, а россияне все это поддержат. Если говорить о гибридной войне, она уже давно идет полным ходом для обеспечения условий для открытой агрессии.
Автор: Юрий Христензен, блогер