На сербском национальном телевидении появился документальный фильм «Хоће ли Украјина ући у НАТО?» («Войдёт ли Украина в НАТО?»). Режиссёры рассказали о взаимоотношениях между Киевом и Брюсселем. Они сделали акцент на событиях последних месяцев, когда Североатлантический альянс активизировался в северном Причерноморье.
Балканы находятся рядом. К тому же, сама Сербия оказалась практически в полном окружении НАТОвском окружении. Из республик бывшей Югославии пока лишь Босния и Герцеговина не присоединилась к этому блоку. Об этом пишет vgolos.ua.
И то лишь благодаря своему уникальному государственному устройству. У страны нет единоличного главы государства. Управляет президентский совет, в который входят лидеры босанко-мусульманской, хорватской и сербской общин. Боснийские сербы (Республика Сербска) не потеряли ментальной связи с большой родиной и являются сдерживающим фактором для возможного двмижения Сараево в сторону Брюсселя. В фильме проводятся аналогии между Украиной и вступившими в альянс Черногорией и Северной Македонией. Стоит отметить, что сербские тележурналисты точно подметили причины, которые могут помешать вступлению Украины в НАТО. Вместе с тем, проецируя на Киев вовлечение в «атлантистскую семью» Подгорицы и Скопье, создатели фильма считают, что это возможно. Иначе бы и не активизировал бы Брюссель свою деятельность в украинском направлении. Киеву дают знать, что его ждут в Альянсе.
Начнём с небольшой ретроспективы, которая проводится в киноленте. 15 июня в Брюсселе, в штаб-квартире НАТО, прошёл очередной саммит Североатлантического альянса. Ему предшествовал Бухарестский саммит так называемого формата В9, проводившийся в румынской столице месяцем ранее. «Девятка» - это пять с половинкой (Чехословакия тогда была единым государством) бывших членов Организации Варшавского договор и три бывших прибалтийских ССР, входящих ныне в Брюссельский пакт. Лидеры лимитрофных «младоатлантиских» держав в Бухаресте постановили, что Грузия и Украина непременно должны составить им компанию в НАТО. Саммит В9 прошёл под посторонним видеонаблюдением. В онлайн-режиме в нём приняли участие президент США Джо Байден и глава вашингтонской дипломатии Энтони Блинкен. Это пожелание «Бухарестской девятки» было озвучено месяцем позже в Брюсселе. Возражающих не отмечалось.
В октябре глава Пентагона Ллойд Остин побывал в обоих потенциальных членах Альянса, а заодно завернул в «столицу В9» – Бухарест. Везде министр обороны США гнул одну и ту же линию. Дескать, Вашингтон окажет любую поддержку Тбилиси и Киеву в их стремлении проводить «независимую внешнюю политику», включая вхождение в НАТО. Заодно заклеймил всеми возможными нелестными эпитетами Россию.
Желание украинских властей присоединиться к Североатлантическому блоку есть, а каковы шансы? Сербские телевизионщики указывают на такие аспекты, препятствующие вхождению Киева в НАТО, как: существенная разница в оснащении ВСУ (Вооружённые силы Украины) с принятыми в Альянсе стандартами; негативное отношение к атлантистским устремлениям власти значительной части населения и наличие не разрешённых конфликтов на территории бывшей УССР. Также среди факторов, которые могут затормозить процесс «брюсселизации» Украины, называются высокий уровень коррупции и низкий правовой уровень общества.
С мнением народа обстоят дела, конечно, наиболее серьёзно. До 2014 года идея присоединения Киева к НАТО, согласно соцопросам, положительно воспринималась менее, чем 20% населения. По последним исследованиям доля адептов атлантизма возросла с тех пор до 48%. Это не половина, несмотря на постоянную пропаганду насчёт сохранения Украины от натиска «российского агрессора» вкупе с «колорадами», «ватниками» и «сепарами».
Приводятся также примеры Черногории и Северной Македонии. В первой вообще референдум по вступлению в НАТО не проводился. Опасались пограничных результатов тамошнего плебисцита 2008 года о выходе из союза с Сербией. Во-второй, за смену название страны и присоединение к Североатлантическому альянсу проголосовало всего 37% участников референдума. Но его итоги были проигнорированы властями страны и «на ура» восприняты западными партнёрами Скопье.
Но главное, пожалуй, то, что Украина имеет не просто не урегулированный конфликт, а является горячей точкой. Нужен ли Киев Брюсселю в таком виде? Это и есть главный вопрос. Может быть, и не в виде полноправного члена Североатлантического альянса, но как очень близкий «партнёр», очень нужен. Так же, как и Грузия. Им уготована роль буферных государств на границе НАТО с Россией. Киев и Тбилиси и дальше будут убеждать, что вот-вот и наступит тот момент, когда они вступят в этот блок, чтобы «чувствовать надёжную защиту от Москвы», а заодно натравливать на Россию.