Контракти.ua

1905  —  06.12.21
Невезучий Боб, или Увековеченный в балконе
Невезучий Боб, или Увековеченный в балконе

В США в возрасте 98 лет скончался один из самых примечательных американских политиков прошлого века. Если бы в 1945 году кто-то сказал, что Боб Доул проживет почти сто лет, к этому бы отнеслись как к слишком, до неприличия преувеличенному пожеланию. Юный, 21-летний лейтенант Доул получил тяжелейшее ранение в Италии за несколько недель до окончания войны, частичный паралич, и долго стоял вопрос, будет ли он вообще жить, а не как долго.

39 месяцев в госпиталях, семь тяжелых операций, и он встал на ноги, хотя правой рукой больше пользоваться практически не мог. С карьерой врача-хирурга, к которой Боб Доул готовил себя до войны, пришлось расстаться, зато юридическая карьера переросла в политическую, и еще какую. С 1960 года конгрессмен от Канзаса, с 1968 года сенатор, Доул стал одной из фигур, которая символизировала Республиканскую партию. В президентских кампаниях с 1952 по 2004 года, за исключением 1964 года, в качестве кандидатов в президенты или вице-президенты всегда принимали участие пятеро республиканцев: Боб Доул, Ричард Никсон, Рональд Рейган и отец с сыном Джорджи Буши. Лишь одному из них ни разу не удалось победить.

После своего очередного и последнего поражения в 1996 году, от Билла Клинтона, Боб Доул снялся в рекламном ролике платежных карточек Visa. «После 35 лет на службе моей стране я вернулся в Рассел, штат Канзас, в место, которое я зову своим домом». Дальше говорится о том, что политика там все знают, любят и зовут исключительно по имени. Кадры, как Доула тепло встречают на улицах и в забегаловке, в которую он зашел перекусить. Когда приходит время расплатиться, он спрашивает у хозяйки: «Могу ли я расплатиться чеком?» - «Конечно, Боб!»- расплывается та в улыбке, а потом строго требует удостоверить личность, и политик растерянно шарит себя по карманам в поисках паспорта или водительских прав. Ясное дело, была бы у него карточка Visa, проблем бы не возникло. «I just can’t win», - смущенно говорит Боб Доул. «Это какая-то невезуха», если перевести на русский. Такого уровня самоиронии у политиков ни за что не увидишь, у него с ней было все в порядке.

В кампанию против Клинтона, с которым у него, кстати, были и остались отличные отношения,  Доул вступал в рекордно по тем временам почтенном возрасте – в 73 года. Похоже, к тому времени ему было достаточно самого факта, что удалось пробиться в президентский финал. Когда кандидата спрашивали о планах во главе Белого дома, он отмахивался: «Какие в моем возрасте планы? Буду служить стране». Главное программное положение сводилось к одной фразе: «Если бы вдруг вам понадобилось срочно оставить с кем-то ребенка, вы же не оставили бы его с Биллом Клинтоном, а предпочли бы Боба Доула». Избиратели только пожали плечами: с какой стати? «Наблюдать за президентской кампанией Боба Доула, - писал тогда журналист Майкл Келли, - опыт любопытный и обескураживающий, все равно что душ в одежде или прием пищи нагишом».

В общем, национального лидера из Доула не получилось, зато в качестве активного деятеля сената его не только запомнили, но и увековечили еще при жизни. Один из балконов Капитолия, на который выходит офис республиканского лидера сената, знаменит не только прекрасным видом, но и тем, что на нем Боб Доул вел переговоры с сенаторами, а то и просто любил выходить погреться на солнышке. В 1996 году, когда он закончил свою политическую карьеру, сенат единогласно проголосовал за присвоение балкону имени Роберта Джозефа Доула. Неофициальное название – «Доул-бич», «пляж Доула», из-за тех самых солнечных ванн. Идеальный памятник, как по мне.

Боб Доул вовсе не был душкой, и, например, неистово защищал Никсона, когда того уже не брался защищать никто, и поддержал Трампа единственным из всех бывших республиканских кандидатов и президентов. В качестве кандидата в вице-президенты в 1976 году в паре с Джеральдом Фордом вел себя до неадекватности агрессивно, настолько, что, по замечанию одного из наблюдателей, не смог бы продать пиво солдатам, и во многом его личный провал способствовал победе никакого Джимми Картера. Но без него американская политика была бы какой-то пресной, и соотечественники к нему относились, в общем, с симпатией. «Тебя начинают любить, когда ты проигрываешь», - говорил Доул, когда все его проигрыши остались в прошлом. Не всех, Боб, не всех.

Пусть ему там будет хорошо.

Налил и немедленно выпил – Леонид Швец