Евгений Найштетик, бизнесмен: Какая бы у вас была сексуальная ориентация, если б вы каждое утро могли выбирать любое тело? Со сколькими членами семьи вы б поддерживали близкие отношения, если б жили 200 лет? Какая у вас была бы социальная роль в семье, если б в ворасте 65, вы понимали, что еще даже треть жизни не прожили? Сколько раз вы бы получали профессию или поменяли социальную роль, если б у вас была возможность попробовать себя в разных сферах без ущерба для домашнего бюджета?
Существующая этика, навязанная мировыми религиями и давшая основу правовым системам родилась за долго до индустриальной, а тем более до постиндустриальной эпох. В те времена средняя продолжительность жизни составляла 22–33 года, а для переживших первый год жизни – 34-41.
Тот же «возраст Христа» в те времена был закатом жизни, последняя попытка сделать что-то важное, а сейчас – пик формы, на котором совершаются различные импульсивные поступки.
Стремительное развитие биотехнологий может еще больше отодвинуть период, когда готовишься встретиться с неизбежным. Уже сейчас работает целая индустрия, которая усовершенствует то, что нам дано природой. Уже сейчас есть первый человек, который дважды поменял пол.
Можем ли мы сейчас применять этические основы и догмы тех времен, когда ничего подобного не было даже в самых смелых фантазиях?
Честно говоря, у меня большие сомнения.
Через какие-то 30-40 лет грешник сможет прожить как библейский Авраам, а святой – на сколько позволит банковский счет.
В прошлом веке с появлением фармакоэкономики наш вид впервые в истории начал покупать дополнительные годы жизни расчитывая стоимость QALY. И если один год жизни превышает 3 ВВП на душу населения, мы уже крутим носом по поводу целесообразности.
По сути мы уже торгуемся с Богом.
Недавно турки посчитали, что вакцинацией от ковида, они могут приобрести дополнительные 645 тысяч качественных лет жизни по чуть больше штуки баксов за единицу.
Выгодная сделка.
Для государств, в которых исповедуется равный доступ к ресурсам здравоохранения ваша жизнь имеет равную ценность с другими лишь до определенного порога рентабельности. Дальше не работает ни страховая модель, ни государственная.
Здесь уместен вопрос «Продолжать будете?».
И как с учетом новых вводных определиться с тем, что хорошо, а что нет?
Будь Конфуций сейчас живой, он бы с ума сошел от происходящих перемен.
Автор: Евгений Найштетик, бывший советник министра здравоохранения, медицинский эксперт, инновационный предприниматель, блогер и волонтер