Контракти.ua

12103  —  12.07.10
Премьерский дуэт: против кого взялись дружить Путин и Азаров
Премьерский дуэт: против кого взялись дружить Путин и Азаров

Последний рабочий визит украинского премьер­министра Николая Азарова в российскую столицу только на первый взгляд выглядит логическим продолжением стабильных российско­украинских контактов, начавшихся сразу же после победы Виктора Януковича на президентских выборах. Практически с первого же дня после своего вступления в должность новый глава государства установил постоянную коммуникацию с Москвой — и чем же в этих беспрерывных консультациях должен выделяться визит Азарова?А тем, что эти консультации не беспрерывны.

 

Легко проследить, что после подписания харьковских договоренностей между президентами Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем стороны уже отнюдь не так сильно нуждаются в обществе друг друга. Эти соглашения действительно стали Рубиконом — и для двух стран, и для отдельных политиков. Как отреагировала на них украинская оппозиция, мы хорошо знаем. Гораздо труднее понять, как воспринял эти соглашения российский премьер, постоянно защищавший свои договоренности с Юлией Тимошенко и называвший их лучшими контрактами за всю историю российско­украинских энергетических договоренностей. Владимир Путин убедился, что Виктор Янукович и Дмитрий Медведев могут легко пойти на демонтаж его собственных решений, когда затрагиваются корпоративные интересы его недавнего друга и соратника по «тандему». В конце концов, если приближенность владельцев и менеджеров РосУкрЭнерго к Медведеву и Януковичу — не секрет ни для кого в Киеве и Москве, если об этом пишут в СМИ, то почему это должно быть секретом для Путина? Он что, на самом деле так плохо информирован?
Гласно противостоять схеме, в которую включалось продление базирования пресловутого Черноморского флота в Севастополе, Путин не мог. Но и раздражения своего не скрывал — ни во время своего приезда в Киев, ни позднее, когда в Стамбуле пытался уклониться от встречи с Виктором Януковичем под предлогом запланированных ранее переговоров с вообще неприехавшим в Турцию Николаем Азаровым. Путин вынужден наблюдать, как в Москве и Киеве разрушают его собственную газовую схему, вновь принимая в большую энергетическую лигу Дмитрия Фирташа. Но на этом этапе его интересы совпадают с интересами украинского коллеги. Николай Азаров также не заинтересован в возвращении Фирташу газа или денег, понимая, что отвечать за последствия этого шага будет его правительство, а не президент. Путину во что бы то ни стало нужно перехватить у Медведева энергетическую инициативу...
Так украинский премьер становится желанным гостем на даче российского президента. Не имеет значения, что будут обсуждать Владимир Путин и Николай Азаров с протокольной точки зрения. Важно, что их интересы совпали и что российского премьера в украинской политике интересует именно украинский премьер, а не президент. Так было уже не раз. В 1990¬е годы, когда президентом Украины был Леонид Кравчук, именно на даче премьер­министра России Виктора Черномырдина ковалась будущая победа Леонида Кучмы. Кучма, запомнивший свой собственный опыт, делал все возможное, чтобы его премьеры не сближались с внешним миром, но до конца остановить процессы не смог: Виктор Ющенко проторил путь на Запад, Виктор Янукович — на Восток. И все же по¬настоящему Киев и Москва смогли вернуться к схеме времен Кравчука только в период правления Виктора Ющенко, когда все решения принимались Москвой в диалоге с премьерами — Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко. Именно общаясь с Тимошенко, Путин добился наиболее удобной для себя и своего окружения энергетической схемы — и не нужно думать, что он об этом забыл. Это была схема, выводившая президента из игры и дававшая премьерам возможность самостоятельно, без участия глав государств и связанных с ними олигархов решать вопрос энергетических поставок.
Возвращаясь к этой схеме сейчас, Путин, конечно же, не может не учитывать, что политическое влияние Виктора Януковича несоизмеримо с влиянием Виктора Ющенко. Но у российского премьера просто нет другого выхода: ему необходим лояльный партнер в Киеве и этот партнер — не Янукович. А то, что реальное влияние украинских президентов — субстанция весьма эфемерная и может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от клановых раскладов и внешних условий, тоже ни для кого не секрет.

Текст: Виталий Портников

Статьи по теме
Кадрове питання. У Кабміні буде два нових міністри, а Чернишов піде з
Кадрове питання. У Кабміні буде два нових міністри, а Чернишов піде з "Нафтогазу"

Цього тижня в Кабінеті міністрів може пройти низка призначень, зокрема на посади міністрів інфраструктури та регіональної політики.
04.06 — 407

Рекордний удар по російському НПЗ: запалав об’єкт
Рекордний удар по російському НПЗ: запалав об’єкт "Газпрому" в Башкортостані

Дрон, який завдав удару по нафтопереробному заводу, подолав відстань у 1500 км.
10.05 — 314

Газові війни. Як РФ виманила в України кораблі, літаки та ракети і звідки космічні
Газові війни. Як РФ виманила в України кораблі, літаки та ракети і звідки космічні "борги"

Взаємні удари по НПЗ та електростанціями стали візитівкою російсько-української війни. Однак насправді енергетичне протистояння України та Росії почалося набагато раніше - фактично з моменту проголошення незалежності.
08.05 — 276