Метод обнаружения оказался очень простым.
Если они не поглощают материал активно, чем большинство черных дыр звездных масс, они не испускают излучения, которое мы можем обнаружить. Следовательно, мы должны прибегнуть к другим средствам их обнаружения - например, к поиску звезд, которые, кажется, находятся на двойной орбите без ... ничего.
Теперь астрономам впервые удалось с помощью этого метода найти черную дыру за пределами галактики Млечный Путь.
По движению вращающейся звезды они определили относительно небольшую черную дыру в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике, вращающейся вокруг Млечного Пути на расстоянии около 160 000 световых лет.
Черная дыра, получившая название NGC 1850 BH1, была обнаружена, как вы уже догадались, в NGC 1850, скоплении из тысяч звезд. Обнаружение предполагает, что этот метод действительно может оказаться ключом к обнаружению черных дыр в густонаселенных скоплениях звезд, в Млечном Пути и за его пределами.
“Подобно Шерлоку Холмсу, выслеживающему преступную банду по ее ошибкам, мы смотрим на каждую звезду в этом скоплении с увеличительным стеклом в одной руке, пытаясь найти доказательства наличия черных дыр, но не наблюдая их напрямую“, - говорит астрофизик Сара Сарачино из Ливерпульского университета Джона Мура в Великобритании.
“Показанный здесь результат представляет собой только одного из разыскиваемых преступников, но когда вы его нашли, вы уже на пути к обнаружению многих других в разных группах“.
Большинство черных дыр, обнаруженных нами за пределами Млечного Пути, выдало себя из-за излучения, которое извергается, когда они активны. Сама черная дыра не излучает излучения, но падающий на нее материал излучает - на самом деле, очень много излучения.
С 2015 года мы также обнаружили растущее количество черных дыр от гравитационных волн, мельчайших волн, которые они генерируют в пространстве-времени при столкновении двух объектов. Однако, несмотря на все эти достижения, это все еще капля в космическом океане.
Астрономы подсчитали, что только в Млечном Пути может быть 100 миллионов черных дыр звездной массы. Мы не обнаружили даже такого количества объектов, а это означает, что в нашем понимании этих загадочных объектов есть довольно существенные пробелы.
Однако поведение объектов вокруг черных дыр может быть верным признаком их присутствия. Хотя они могут быть физически маленькими и темными (черная дыра, в 11 раз превышающая массу Солнца, будет иметь горизонт событий всего 65 километров в поперечнике), они все же оказывают гравитационное влияние на пространство вокруг них. Например, когда черная дыра захватывает звезду на двойной орбите, эта звезда начинает двигаться характерным образом. Хотя с того расстояния, на котором мы наблюдаем, может показаться, что она стоит неподвижно, ее свет изменится: длина волны будет увеличиваться по мере удаления звезды от нас и сокращаться по мере ее движения к нам.
“Подавляющее большинство [черных дыр] можно открыть только динамически“, - говорит астроном Стефан Дрейцлер из Геттингенского университета в Германии. “Когда они образуют систему со звездой, они будут влиять на ее движение тонким, но заметным образом, поэтому мы можем найти их с помощью сложных инструментов“.
Сарачино и ее команда собрали данные за два года с помощью Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE) Очень большого телескопа, а затем проанализировали эти данные в поисках изменений длины волны, которые указывают на двойную звезду, исключая любую систему с видимым спутником.
Результатом всей этой кропотливой работы стало открытие NGC 1850 BH1. Его звезда-компаньон примерно в 5 раз больше массы Солнца и находится в самом конце своей жизни на главной последовательности. Это очень близко к черной дыре, с орбитальным периодом всего 5 дней - настолько близко, что, когда звезда надувается и начинает умирать, материал, вероятно, начнет перекачиваться в черную дыру.
Но есть еще одна причина, по которой открытие так увлекательно. Звездное скопление NGC 1850 очень молодо с космической точки зрения - ему всего 100 миллионов лет. NGC 1850 BH1 представляет собой потенциал для обнаружения еще более молодых черных дыр, которые, в свою очередь, могут помочь нам понять, как эти объекты формируются и развиваются.
Обнаружение черных дыр в молодых звездных скоплениях может помочь нам понять этапы эволюции между массивной звездой и нейтронной звездой или черной дырой, а также статистику населения черных дыр в звездных скоплениях. Поскольку астрономы считают, что столкновения черных дыр и нейтронных звезд наиболее вероятны в звездных скоплениях, это также имеет значение для самой области гравитационно-волновой астрономии.
“Каждое наше обнаружение будет иметь важное значение для нашего будущего понимания звездных скоплений и черных дыр в них“, - отмечает астроном Марк Гилес из Университета Барселоны в Испании.