Контракти.ua

864  —  10.11.21
Кризис на белорусско-польской границе: чего добивается Лукашенко и Кремль?
Кризис на белорусско-польской границе: чего добивается Лукашенко и Кремль?

Максим Яли, политолог-международник: Я хочу проанализировать ситуацию, которую мы наблюдаем последние дни на границе Беларуси с Польшей. Когда толпы мигрантов с Ближнего Востока штурмуют польскую границу, пытаясь преодолеть заграждения из колючей проволоки. За всем этим наблюдают вооруженные работники правоохранительных органов и спецслужб Беларуси.

В СМИ появляется все больше информации и версий о том, что подобные действия являются намеренными и подготовленными. Что мигрантов с Ближнего Востока координируют и подготавливают к прорыву польской границы заблаговременно в специальных лагерях для беженцев на территории Беларуси.

Насколько это соответствует действительности без явных доказательств сказать трудно. Но очевидно, что без контроля и одобрения белорусских властей это было бы в принципе невозможно. Тогда стоит задать резонный вопрос: чего добивается подобными действиями Лукашенко? И не является ли это отработанной технологией?

Первое, что бросается в глаза и указывает на неслучайность подобных событий – это их повторение. Как мы помним, подобную картину, хотя и в меньших масштабах, мы уже наблюдали этим летом на границе Беларуси с Литвой. Тогда украинское руководство даже приняло решение передать правительству Литвы колючую проволоку для обустройства границы с Беларусью, у которого ее попросту не оказалось в достаточном количестве.

Технология по созданию хаоса на границе с ЕС оказалась успешной, и теперь руководство Беларуси решило ее повторить с Польшей. Но уже в большем масштабе. В основном это граждане из Ирака, Афганистана и Сирии, которые прилетают в Минск, а затем пешком пытаются проникнуть в Польшу, а дальше в Германию.

Технология, на самом деле, не нова и не является изобретением Лукашенко, а была успешно отработана в 2015 году. Тогда это были беженцы из Сирии, которые штурмовали границы в соседнюю Турцию, далее перемещались в Грецию, балканские страны и затем в ту же богатую и процветающую Германию, которая обеспечивает вновь прибывших беженцев пособием и крышей над головой.

Неслучайно, что именно после миграционного кризиса в ЕС, в котором обвиняли Кремль, отношения между Брюсселем и Москвой улучшились, а Путин вышел из международной изоляции и вернулся за стол переговоров с лидерами Запада.

Так что Лукашенко решил не изобретать велосипед и таким образом пытается реализовать сразу несколько целей и задач:

Во-первых, отомстить правительствам Польши и странам Балтии за попытку «госпереворота» и свержения его с престола летом 2020 года при помощи массовых протестов после фальсификаций на президентских выборах. Как мы прекрасно помним, бывший шеф-редактор телеграмм-канала «Нехта» Роман Протасевич, которого арестовали после принудительной посадки в Минске борта компании «RyanAir» после «дружественного общения» в застенках КГБ с церберами режима Лукашенко дал признательные показания. В которых полностью подтвердил изначальную версию белорусского диктатора о том, что все эти протесты были инспирированы спецслужбами Польши и Литвы.

Теперь, когда Лукашенко не только выстоял, но и укрепил собственную власть, зачистив все остатки оппозиции в стране за прошедшее время, он решил перейти к следующему этапу – мести. Как мы знаем, отношение к мигрантам из мусульманских стран в Польше является крайне негативным и еще в период первой миграционной волны в 2015 году правительство Польши отказалось принимать беженцев «по квотам» ЕС на своей территории, пойдя на открытый конфликт с Брюсселем.

Во-вторых, создавая новую волну миграционного кризиса на границе с Польшей, Лукашенко пытается оказать давление и на Германию как самого главного игрока в ЕС, который имеет решающий голос в Брюсселе. Ведь все эти мигранты из Польши пытаются попасть затем именно в самую богатую страну Евросоюза. Для этого был выбран наиболее подходящий момент, когда Ангела Меркель готовится передать бразды правления после многолетнего пребывания у власти своему приемнику на посту канцлера Германии. Ведь именно она принимала решение о введении санкций против режима Лукашенко. То есть, инспирируя миграционный кризис, который, безусловно, может негативно повлиять и на уровень поддержки будущего нового канцлера Шольца, Лукашенко пытается оказать на него давление и начать отношения с «чистого листа».

В-третьих, сложно представить, что подобная спецоперация осуществляется без, как минимум, одобрения со стороны Кремля, который на Западе в 2015 году обвиняли в инспирировании миграционного кризиса в ЕС после массированных бомбардировок российской авиацей города Алеппо, беженцы из которого и составляли основную часть потока мигрантов из Сирии в Турцию. Таким образом, Кремль пытается заставить ЕС ускорить сертификацию газопровода «Северный поток-2», параллельно отказываясь увеличить поставки газа в ЕС через Украину и провоцируя дефицит запасов газа и рост цены на газ на спотовых биржах ЕС.

То, что после введения санкций против режима Лукашенко самопровозглашённый президент Беларуси впал в полную зависимость от Кремля, потеряв поле для маневра на Западе, которым он умело пользовался в период 2015-2020 годов – очевидный факт.

Так что, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что провоцирование миграционных кризисов с Ближнего Востока, на территории которого происходят конфликты, уже стал рычагом давления на ЕС и элементом «гибридной войны» со стороны авторитарных и диктаторских режимов на территории постсоветского пространства. И я уверен, что этот кризис, учитывая его эффективность, не является последним.

Сейчас мы наблюдаем попытку со стороны Беларуси и Кремля, который также рассматривает руководство Польши в качестве своего врага, спровоцировать польских пограничников и военных, которых уже стягивают к границам к Беларуси, на открытие огня по беженцам. Для того, чтобы затем распространять ужасающие кадры расстрела «мирных и безоружных» беженцев и обвинить руководство Польши в нарушении прав человека и антигуманных действиях. Так что внимательно следим за ситуацией. Неспроста правоохранительные органы Польши рассматривают ситуацию у своих границ как чрезвычайную.

Автор: Максим Яли, профессор кафедры международных отношений, информации и региональних студий Национального Авиационного Университета

Статьи по теме
Німеччина від 1 вересня змінює правила перебування для українських біженців
Німеччина від 1 вересня змінює правила перебування для українських біженців

Федеральна рада Німеччини оприлюднила інформацію щодо нових правил перебування в країні громадян України. Зміни набувають чинності від 1 вересня 2022 року.
10.08 — 1401

Українцям знову відмовляють у повторному в'їзді до Польщі: у МВС країни пояснили, як діяти у разі проблем на кордоні
Українцям знову відмовляють у повторному в'їзді до Польщі: у МВС країни пояснили, як діяти у разі проблем на кордоні

Українцям, які в'їхали до Польщі після 24 лютого і підпадають під дію спецустави, котрою передбачена можливість виїзду до 30 днів протягом 18 місяців і повернення, прикордонники почали відмовляти у повторному перетині кордону.
21.07 — 2017