16069 — 02.07.10
Фонд в помощь: как Сергей Тигипко собирается убедить МВФ дать Украине денег
В интервью Контрактам Сергей Тигипко рассказал о том, что: в августе Кабмин может получить $1,5–2 млрд от МВФ; правительство готово сокращать госрасходы; упрощенная система не должна использоваться для ухода от налогов; судьба реформ определится в сентябре–октябре.
К: Как проходят переговоры с МВФ? Когда Украина может получить кредит от Фонда?
Сергей Тигипко: Мы ведем переговоры с МВФ о новой программе сотрудничества. Рассчитываем решить практически все вопросы с миссией Фонда уже в ближайшее время. В случае достижения договоренностей документы будут переданы совету директоров МВФ, который изучит их в течение трех недель, после чего и примет решение. Если все будет нормально, то деньги Украина может получить в августе.
К: О какой сумме идет речь?
Сергей Тигипко: Наше предложение по новой программе сотрудничества с МВФ — $19 млрд до 2012-го включительно. Каким будет ответ Фонда — решит его совет директоров. По моим расчетам, сумма составит от $12 до $19 млрд. Предварительно в этом году Фонд может предоставить правительству $1,5–2 млрд на покрытие дефицита бюджета и, кроме этого, дать дополнительные деньги НБУ для пополнения международных резервов.
К: Переговоры с МВФ возобновились еще в марте. Почему так долго не удается достичь результата?
Сергей Тигипко: Переговоры всегда проходят непросто, и тут никакой особой специфики нет — это обычные отношения кредитора с заемщиком. Фонд как потенциальный кредитор требует гарантий возврата своих средств, ведь уже с 2012-го нам нужно будет возвращать кредит, который мы получили в 2008–2009 годах.
Учитывая общую ситуацию на мировых рынках, МВФ несколько пересмотрел свои подходы. Теперь Фонд будет давать гораздо меньше денег на покрытие дефицита госбюджета, а основная часть средств будет направляться на пополнение резервов НБУ в качестве гарантии возврата займа. В Фонде сейчас жестче относятся не только к Украине, но и к другим странам.
К: Какие основные требования Фонда к украинским властям?
Сергей Тигипко: Требование у МВФ одно: максимально сократить дефицит бюджета. Мы готовы уже сейчас в расходной части госбюджета понемногу уменьшать финансирование по каждой статье.
Возможности для сокращения бюджетных расходов значительны. Вопервых, пора проводить пенсионную реформу — здесь есть огромные резервы. Дотации Пенсионному фонду из госбюджета в этом году должны составить 29,5 млрд грн, а нагрузка на экономику по отчислениям в ПФ — более 17% ВВП (это — один из самых высоких показателей в мире!). У нас нет ограничения на максимальную пенсию, отсутствует второй уровень пенсионной системы и т. д. Это нужно менять.
Вовторых, необходимо уменьшать субсидии НАК «Нафтогаз України». В этом году МВФ, скорее всего, позволит НАКу иметь убытки, которые покрываются из госбюджета, но только до 1% ВВП (не более 10 млрд грн). Мы должны добиться, чтобы уже в 2011-м НАК перестал быть убыточным. Мы должны жестче контролировать закупки компании, искореняя коррупцию, и постепенно менять подходы к тарифной политике. Я никого не хочу пугать, но необходимо выйти на реальную себестоимость коммунальных услуг, и без повышения тарифов не обойтись. Через это прошла вся Европа, но люди не стали платить больше, а просто сократили потребление ресурсов. Мы в быту расходуем воды в три раза больше, чем европейцы. То же самое — с газом.
К: Нужен ли вообще Украине кредит МВФ? Ведь правительство получило $2 млрд от ВТБ.
Сергей Тигипко: Пока в Украине экономическая ситуация еще не стабилизировалась, Европу трясет, а мировая экономика восстанавливается неравномерно, мы не можем лишиться поддержки МВФ. Это — определенные гарантии надежности и самые дешевые деньги, которые мы вообще можем получить. Продолжение сотрудничества с Фондом станет положительным сигналом для инвесторов, за расположение и средства которых сейчас ожесточенно борются во всем мире. Кроме того, возобновление сотрудничества с МВФ является условием реализации программы со Всемирным банком, по которой только в этом году правительство может получить около $800 млн на покрытие дефицита бюджета. А также — условием предоставления гарантированной финансовой помощи со стороны ЕС в размере EUR610 млн.
К: Выходит, кредит МВФ критически важен для покрытия бюджетного дефицита?
Сергей Тигипко: Давайте считать. Весь дефицит, учитывая дотации Нафтогазу, ПФ — около 60 млрд грн ($7,5 млрд). От МВФ мы рассчитываем получить около $1,5–2 млрд. Еще $800 млн от ВБ и EUR610 млн от ЕС — в сумме это уже более $3 млрд. Кроме того, мы ведем подготовку к выходу на внешние рынки заимствований. В случае достижения договоренности с МВФ мы можем привлечь за рубежом еще около $2 млрд до конца года. Оставшуюся сумму займем на основе двусторонних соглашений или на внутреннем рынке. Не стоит забывать и о поступлениях от приватизации. Так что критической ситуации нет.
К: Насколько активно правительство будет привлекать деньги через продажу ОВГЗ?
Сергей Тигипко: Рынок ОВГЗ находится в нормальном рабочем состоянии. Но сейчас мы не можем рассчитывать только на него, потому что в скором времени на этот рынок зайдут НДС-облигации. Это уменьшит объем средств, которые теоретически могут быть использованы для финансирования дефицита бюджета.
К: Раньше вы постоянно говорили о планах провести реформы в Украине, но создается впечатление, что пока все реформы сводятся к одному — повышению налогов. Разве налоговая нагрузка на экономику, которая в 2009-м достигала 42% ВВП, не чрезмерна?
Сергей Тигипко: Речь сегодня идет прежде всего об улучшении бизнес-климата в стране и стимулировании развития предпринимательства, это должно подстегнуть экономический рост государства. Сейчас мы действительно имеем одно из самых худших налоговых законодательств, его необходимо менять. При этом налоговая нагрузка не станет больше. Налоги должны платить все — это аксиома. Если компании перестанут платить зарплату в конвертах, то вырастет и номинальный уровень ВВП, и процент фискального давления не увеличится. Наоборот, в этом году бюджет уже несколько уменьшил налоговую нагрузку по отношению к ВВП, и на следующий год мы планируем дальнейшее снижение. Просто заплатит тот, кто раньше не платил. А нагрузка на предприятия и людей, которые сейчас исправно платят, не возрастет.
К: Возможно, общий уровень налоговой нагрузки будет уменьшаться за счет крупных предприятий? Ведь принятый 17 июня Верховной Радой в первом чтении проект Налогового кодекса значительно расширяет полномочия налоговой, что отразится больше всего на малом и среднем бизнесе...
Сергей Тигипко: Принятый в первом чтении Налоговый кодекс — это рабочий документ, проект, который мы сейчас активно обсуждаем с предпринимателями. Я вас уверяю, что никто не будет принимать кодекс, выгодный одним лишь налоговикам. Сейчас мы отрабатываем статью за статьей с объединениями работодателей, предпринимателей, Европейской бизнес-ассоциацией, представителями Американской торговой палаты, инвесторами, крупными производителями, средним и малым бизнесом.
Мы внесем в проект необходимые коррективы и получим на выходе качественный документ. Мы кодифицируем налоговое законодательство, сократим количество налогов и сборов, введем новые налоги (к примеру, на недвижимость) или, по крайней мере, впишем их в систему налогообложения, сблизим бухгалтерский и налоговый учет.
К: Останется ли в Налоговом кодексе норма о праве ГНАУ на безакцептное списание средств?
Сергей Тигипко: Нормы о безакцептном списании средств не будет. Мы не позволим Украине вернуться в девяностые годы. Сейчас отрабатываем, пожалуй, самую тяжелую главу документа — администрирование. Премьер уже снял целый ряд вопиющих замечаний к этому разделу. Думаю, что к процедуре второго чтения в парламенте мы внесем в Налоговый кодекс все изменения. Если не успеем к июлю, то будем редактировать кодекс уже до сентября и примем его на следующей сессии ВР.
К: Поддерживаете ли вы сокращение видов деятельности, которые дают право на использование упрощенной системы налогообложения?
Сергей Тигипко: В свое время упрощенное налогообложение мы вводили с Александрой Кужель — и тогда по этому поводу тоже было много критики. Сейчас в эффективности данной системы уже никто не сомневается, она обеспечивает работой три миллиона украинцев. Замечу, что и в дальнейшем система упрощенного налогообложения останется — она будет прописана отдельным разделом в Налоговом кодексе. Да, нам придется отказаться от какихто видов деятельности при применении единого налога и для юрлиц, и для физлиц по одной простой причине: мы не можем позволить, чтобы крупный бизнес оптимизировал свои налоги таким образом. Как мы в таком случае наполним бюджет, кто будет платить зарплаты учителям, врачам, а также пенсии? Реальные предприниматели, работающие на упрощенной системе, практически не пострадают.
К: Но разве отмена права плательщиков единого налога на осуществление ВЭД не затруднит развитие IT-индустрии? Программистам придется нанимать бухгалтеров?
Сергей Тигипко: Никто не собирается загнать этот или другой бизнес в тень. Мы внимательно изучаем проблему и прекрасно понимаем, насколько мы сильны в этом секторе благодаря КПИ, «Львовской политехнике» и другим вузам. Украина занимает четвертое место в мире по потенциалу создания программного продукта. Оптимизируя работу бизнеса, мы не принимаем ни одного решения, не обговорив его предварительно с предпринимателями. В данном случае будет такой же конструктивный диалог.
К: А идею обязательного применения кассовых аппаратов для предпринимателей-физлиц вы одобряете?
Сергей Тигипко: Это сильно все усложнит и приведет к тому, что уже не будет, по сути, упрощенной системы. Тут необходимо задействовать совершенно другие механизмы, над которыми мы сейчас и работаем.
К: Может, нам стоит упразднить санэпидемстанцию, как это сделали в Грузии? Учитывая, что она в основном занимается сбором неофициальных платежей...
Сергей Тигипко: Главное — вводить евростандарты. Это заложено в нашем соглашении об ассоциации с ЕС. Это будет выгодно и украинским производителям: значительно упростит им выход на европейские рынки. Сейчас наша система контролирует производство, но не контролирует конечный продукт при продаже. Европейские нормы производство не регламентируют, но если некачественный продукт попадает на рынок, то производитель теряет все, включая производство.
К: Но ведь многие санитарные нормы, которые разрабатывались еще в советское время, к примеру, для предприятий общепита и гостиниц, просто невозможно соблюсти...
Сергей Тигипко: Мы их поломаем. Сделаем это к концу года, чтобы вовремя принять все законы, необходимые для получения соглашения об ассоциации с ЕС, которое включает и зону свободной торговли.
К: Вы чувствуете поддержку со стороны правительства, чтобы реализовать эти планы?
Сергей Тигипко: Главное — это поддержка со стороны президента, который постоянно выступает с очень либеральными заявлениями, а это означает автоматическую поддержку и большинства в парламенте, и правительства. Есть определенное сопротивление на уровне конкретных исполнителей на местах, чиновников среднего уровня, но это временное явление.
К: При каких обстоятельствах вы можете покинуть правительство?
Сергей Тигипко: Пока есть возможность проводить все эти изменения и внедрять реформы — я буду работать. Сейчас в стране сложилась исключительная ситуация, когда и президент, и премьер, и парламентская коалиция нацелены на модернизацию страны. Как вице-премьер, я имею возможность реально проводить реформы. Такой шанс надо использовать максимально эффективно.
К: Когда станет понятно, что реальные реформы — не пустые слова?
Сергей Тигипко: Сейчас уже многое наработано, часть документов подана в парламент. Это около десяти законопроектов по дерегуляции экономики, законопроект о рынке газа, о едином регуляторе коммунальных тарифов, два законопроекта по техническому регулированию, два очень важных законопроекта о ратификации соглашений по безвизовому и паспортному режимам, законопроект о сокращении числа лицензированных видов деятельности, о едином социальном взносе. Все это принять на текущей сессии парламента нельзя, но будет возможность поработать еще и летом. Для меня же показательными станут сентябрь и октябрь.
Беседовали Анна Сайченко и Константин Кравчук, Контракты