Контракти.ua

Автор: Виталий Портников —  14670  —  01.07.10
Война на упреждение: зачем России нетипичный конфликт с Беларусью
Война на упреждение: зачем России нетипичный конфликт с Беларусью

Россия грозится использовать украинскую ГТС как альтернативу белорусской — понимая, что это похоронит солидарность газовых транзитеров.

 

Россия и Беларусь — в состоянии новой газовой войны. Москва требует от Минска немедленно оплатить долги за газ. Минск утверждает, что никаких долгов вроде бы и нет, потом неохотно соглашается с их существованием, но предлагает оплатить долг товарными поставками. Когда Россию не устраивает и этот вариант, просит отсрочки по выплатам. Газпрому такая ситуация совсем не нравится. Председатель правления корпорации Алексей Миллер в точном соответствии с логикой газового меморандума президента России Дмитрия Медведева — между прочим, бывшего председателя совета директоров Газпрома — предупреждает о постепенном сокращении поставок газа в соседнюю страну. Одновременно обсуждается возможность прокачки необходимых для поставок в Европу объемов газа через украинскую газотранспортную систему. Премьер-министр России Владимир Путин, постоянно заявляющий о том, что украинская ГТС исчерпала свои возможности, и рьяно лоббирующий идею строительства подводных газопроводов, неожиданно вспоминает о том, что ГТС Украины наполнена отнюдь не до краев и через нее можно еще качать и качать. Беларусь проводит платеж…
И все же это не совсем типичная война. Предыдущие газовые сражения проходили в зимний период, когда прекращение газовых поставок из России действительно серьезно ударяло и по странам, которые лишались продукции Газпрома, и по всем европейским потребителям — не нужно объяснять, что в случае прекращения поставок газа в Украину или Беларусь неизбежно страдает транзит. Однако летом и поставки газа не столь велики, как зимой, и даже самая яростная газовая блокада не может быть по-настоящему результативной — хотя бы потому, что нет проблем с отоплением. Утверждать, что Газпрому понадобились деньги именно сейчас, было бы очень большим преувеличением: в конце концов, долг Беларуси — эта не та сумма, которая серьезно скажется на бюджете корпорации-монополиста. К тому же Медведев и Миллер могли бы не выдвигать ультиматумы, а обратиться в судебные инстанции, предусмотренные российско-белорусскими контрактами. И ждать их решений. А вот если бы выплата долга началась через несколько месяцев — то есть как раз в преддверии или в разгар отопительного сезона, — в Минске вряд ли решились бы спорить…
Но Медведеву и Миллеру не нужен суд. И не нужны деньги. Нынешняя газовая война с Беларусью — это война на упреждение. Во-первых, демонстрируется, что Газпром и российское руководство готовы действовать жестко и не собираются церемониться с неплательщиками — это предупреждение и Беларуси, и Украине. Ведь зимой действительно понадобится гораздо больше газа, а значит, намного больше денег, а их нет. Во-вторых, показывается ненадежность обеих транзитных стран, через которые российский газ идет европейским потребителям. Уже была газовая война с Украиной, теперь — еще одна такая же война с Беларусью. При этом в Газпроме в самом деле могли учесть уроки газового конфликта с Украиной — когда мерзла Европа — и решили произвести впечатление, но не рисковать репутацией. А для этого нужна летняя, а не зимняя газовая война… С одной стороны, никто не замерзнет, а с другой — европейцы, вне всякого сомнения, будут напуганы и вспомнят, как это было холодной зимой российско-украинской конфронтации…

Наконец, у газового конфликта с Беларусью может быть еще одна побочная цель. Побочная, но важная. В последние месяцы президентства Виктора Ющенко Киев и Минск начали договариваться между собой о возможном взаимодействии. Эта линия была продолжена и преемником Ющенко президентом Виктором Януковичем. Для Киева добрые отношения с Минском важны и с точки зрения европейских перспектив: вряд ли украинское руководство может добиться серьезного продвижения вперед в вопросе смягчения визового режима с Евросоюзом в случае, если не будет решен вопрос о границе с Республикой Беларусь. В Москве все это хорошо понимают. Поэтому и хотят использовать украинскую ГТС как альтернативу белорусской, зная, что это вызовет раздражение Александра Лукашенко и неизбежно отразится на климате украинско-белорусского сотрудничества. А возможность солидарной политики транзитеров газа вообще будет похоронена в зародыше. 

Статьи по теме
Великі збитки:
Великі збитки: "Газпром" не виплачуватиме дивіденди за 2023 рік

На річному загальному зборі акціонери "Газпрому" вирішили відмовитись від виплат дивідендів за 2023 рік.
01.07 — 344

У російського
У російського "Газпрому" найбільші збитки за 25 років, - британська розвідка

Російський "Газпром" зазнав рекордних збитків за останніх 25 років. При цьому Кремль збирається ще більше обкласти податками одну з найбільших державних компаній.
14.05 — 352

Москва вирішила встановити системи ППО біля нафтогазових об'єктів
Москва вирішила встановити системи ППО біля нафтогазових об'єктів

Москва вирішила захистити нафтогазові об'єкти за допомогою ракетних систем після того, як Київ останніми місяцями зосередив вогонь на російських нафтопереробних заводах та енергетичних об'єктах.
21.03 — 425