Украинское общество сейчас находится в значительно менее напряженном состоянии, чем четыре года назад, когда уровень социальной напряженности достиг максимального за всю историю наблюдений значения, однако до исторического минимума еще далеко.
Об этом свидетельствуют результаты мониторинга социальной напряженности в Украине, который с 5 по 20 июня 2021 года проводил Институт социальной и политической психологии НАПН Украины, сообщили Укринформу в этой научном учреждении.
"По состоянию на май 2021 года интегральный показатель социальной напряженности равен 2,46. Хотя этот показатель и выше минимального уровня напряженности, зафиксированного в 2010 году (1,53), сейчас общество находится в значительно менее напряженном состоянии, чем четыре года назад, когда уровень социальной напряженности достиг максимального за всю историю наблюдений значения (3,5)", - говорится в пресс-релизе.
Как отмечается, под социальной напряженностью следует понимать реакцию людей на условия жизнедеятельности, которые препятствуют удовлетворению их потребностей, достижению целей, воплощению в жизнь ожиданий и пр.
"Зафиксированное снижение уровня социальной напряженности в Украине связано прежде всего с более позитивной оценкой гражданами текущей социально-экономической и политической ситуации. Если в 2018 году в основном нормальной ее считали только четверть респондентов (26,7%), а плохой или очень плохой - больше половины (53,7%), то сейчас к положительным оценкам склоняется уже почти треть опрошенных (32,1%), а к отрицательным - меньше половины (48,8%). В общей сложности довольны своей жизнью 41,8%, не довольны - 36% (в 2018 году - 37,6% и 40,9% соответственно)", - уточнили в Институте социальной и политической психологии.
Там также сообщили, что несколько снизился уровень ностальгии за "прекрасным прошлым". На момент последнего опроса считали, что раньше ситуация была лучше, 62,7% респондентов против 66,7% в 2018 году. Более оптимистично украинцы начали видеть будущее. Если в 2018 году только 23,9% опрошенных ждали перемен к лучшему, а 43,5% ничего хорошего в будущем не предвидели, то сейчас оптимистов насчитывается 26,5%, а пессимистов - 38,8%.
Согласно данным мониторинга, заметные изменения произошли в представлениях граждан о том, насколько они способны влиять на ход своей жизни в заданных социально-экономических и политических условиях. Около половины (46,8%) респондентов сейчас согласны с тем, что уровень их благосостояния зависит прежде всего от них самих. Не соглашается с этим треть опрошенных (33,9%). Тогда как в 2018 году это утверждение делило респондентов почти пополам - 41,3% и 38,5% соответственно. Количество опрошенных, удовлетворенных возможностями своего влияния на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, выросло незначительно - до 15,4% в 2021 году против 13,9% в 2018 году, а вот количество недовольных уменьшилось более отчетливо: с 61,4% в 2018 году до 55,9% в 2021 году.
Могут оказывать существенное влияние на ситуацию в стране и, по мнению украинцев, нарастили вес органы местной власти (сейчас так считают 70,2% респондентов по сравнению с 65,4% в 2018 году), Верховная Рада Украины (86,3% и 81 7% соответственно), правоохранительные органы (64,5% и 59,2% соответственно).
"Как ни странно, значительная часть респондентов (61,6%) приписывает влияние на ситуацию в Украине руководству Российской Федерации во главе с Владимиром Путиным (в 2018 году таких было 50,1%). Однако следует отметить, что девять из десяти опрошенных украинцев (91%) недовольны результатами российского влияния (в 2018 году - 84,5%). Влиянием пророссийских политических сил, хоть оно и не признается существенным, недовольны 94,1% опрошенных (79% в 2018 г.)", - говорится в пресс-релизе.
Отмечается также, что оценки влиятельности Кабинета Министров Украины ухудшились. Сейчас 77,9% респондентов признают возможности правительства влиять на ситуацию в стране, тогда как в 2018 году таких было 81,3%.
Существенно сократилось количество граждан, которые недовольны характером президентского влияния (с 82,3% в 2018 году до 70,1% в 2021 году).
Учитывая динамику социальной напряженности в Украине в ретроспективе последних 15 лет ученые приходят к таким выводам. Во-первых, общенациональные выборы обычно приводят к существенному снижению социальной напряженности, поскольку усиливают оптимистичные ожидания относительно будущего. Единственным исключением пока являются выборы 2014 года, которые проходили на фоне масштабных угроз национальной безопасности и панических ожиданий относительно государственного будущего.
Во-вторых, одним из самых мощных стрессовых факторов для украинского общества был глобальный финансовый кризис 2008 года, последствия которого отражались на уровне социальной напряженности аж до 2011 года.
Пиковый уровень социальной напряженности, зафиксированный в 2017 году, может быть следствием определенного накопительного эффекта, когда проявленные в период Революции Достоинства общественные запросы и противоречия не нашли адекватных ответов, в частности в представлениях относительно перспектив выхода из крайне сложной ситуации. Прекращение этой тенденции после 2017 года может объясняться рядом причин, в частности долгожданным вступлением в силу Соглашения об ассоциации с ЕС и введением безвизового режима, чем была окончательно подтверждена необратимость европейской перспективы Украины. Наверное, свою роль сыграла также перспектива очередных президентских выборов и возможность смены власти, которая стала крайне непопулярной.
"Наконец, следует заметить, что сказать точно, является ли зафиксированное в 2018-2020 гг. снижение уровня социальной напряженности началом нисходящего тренда или это все еще ситуативная реакция общества на приход к власти новой политической команды во главе с Владимиром Зеленским, пока трудно. Это станет понятно на основе следующих замеров мониторинга", - подытоживается в сообщении.
Массовый опрос граждан проводился Институтом социальной и политической психологии НАПН Украины совместно с Ассоциацией политических психологов Украины 5-20 июня по выборке, представляющей взрослое население Украины в возрасте от 18 лет и старше. Опрос проводился методом интервью. Опрошены 1200 респондентов во всех регионах Украины за исключением АР Крым, Севастополя и захваченных сепаратистами отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Погрешность выборки составляет 3,2%.