Контракти.ua

1375  —  26.05.21
Проживем ли мы без нефтепродуктов из Беларуси и выживет ли без Украины белорусская нефтепереработка?
Проживем ли мы без нефтепродуктов из Беларуси и выживет ли без Украины белорусская нефтепереработка?

Сергей Куюн, эксперт по энергетическим вопросам: По Беларуси. Много звонков по теме возможной напряженности в нефтяной сфере в свете известных событий. Может ли Лукашенко остановить поставку нефтепродуктов в Украину в ответ на наши санкции и что тогда будет?

Я в это не верю. Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, которая в свою очередь является одним из локомотивов белорусской экономики. Мозырский НПЗ, который стоит на границе с нами, по дизтопливу и битуму практически полностью работает на украинский рынок, Беларусь же обеспечивает преимущественно Новополоцкий НПЗ, расположенный на севере. То есть, Беларусь кормит Украина (безусловно, после России). Именно поэтому я не верю, что Лукашенко будет даже намекать на проблемы с топливом.

В 2020 году мы закупили 0,850 млн т бензина (более 30% рынка), дизтоплива – 2,2 млн т (тоже более 30% рынка), 0,38 млн т сжиженного газа (17%) и 0,580 млн т битума – 50% рынка. Это только основные позиции.

Но если все же предположить, что в Минске уже совсем все плохо, выгребем ли мы без сябров? Чтобы перекрыть потребность в бензине, "Укртатнафта" должна нарастить переработку на 2 млн т или вдвое. Это вполне реально. Кроме того, в неограниченном количестве есть бензин на море. Там же можно добрать и 1,5 млн т дизтоплива, что в сумме с допобъемом с Кременчуга перекроет белорусский объем (+650 тыс т). При этом я не беру в расчет возможность увеличения поставок из России, это вообще отдельный разговор.

Последние 2 месяца показали, что запросто может быть перекрыт и выпадающий объем белорусского сжиженного газа.

Единственная позиция, которая выглядит проблематично – это битум. Привезти такой объем неоткуда. Частично можно перекрыть морскими поставками, но не полностью. Однако и трагедии в этом нет. За счет увеличения переработки и моря наполовину перекрыть Беларусь точно получится. Ну а в остальном битум – это не дизель и не бензин, будут на 10-20% меньше строить дорог, деньги можно направить на цементные дороги или на объекты инфраструктуры, не требующие битума.

Так что мы без белорусского топлива проживем, а вот выживет ли без продаж в Украину белорусская нефтепереработка? Вряд ли. Понятно, русские поддержат, но это окончательно выбьет у Лукашенко способность хоть как-то этой экспансии противостоять.

В этой ситуации скорее важен вопрос, что нам делать с нашей энергозависимостью? То мы трусимся по поводу прекращения поставок от "Роснефти", теперь переживаем по поводу Беларуси. Причина – 70% поставок ДТ и 50% поставок бензина идет с этих двух стран. При этом у нас недозагружена своя нефтепереработка и морские перевалки. Пора снова выносить этот вопрос на повестку дня.

Автор: Сергей Куюн, директор консалтинговой компании А-95

Статьи по теме
В Україні з вересня підняли акциз на пальне. Що буде з цінами на бензин
В Україні з вересня підняли акциз на пальне. Що буде з цінами на бензин

Акцизи на бензин, дизельне паливо та автомобільний газ в Україні зростуть із 1 вересня 2024 року. Відповідний законопроект підписав президент Володимир Зеленський.
03.09 — 322

1500 км для дронів - не проблема. Україна вразила понад 30 НПЗ і нафтобаз у Росії, - Зеленський
1500 км для дронів - не проблема. Україна вразила понад 30 НПЗ і нафтобаз у Росії, - Зеленський

Для дронів Служби безпеки України відстань у півтори тисячі кілометрів вже не проблема. Вони уразили вже понад 30 нафтопереробних заводів, терміналів і нафтобаз у Росії.
25.06 — 370

Експерт про удари СБУ по НПЗ РФ:
Експерт про удари СБУ по НПЗ РФ: "Путіна саджають на болісний шпагат"

Політолог розповів про неприємні наслідки для економіки РФ через атаки дронами по НПЗ.
05.05 — 295