Контракти.ua

1418  —  26.05.21
Проживем ли мы без нефтепродуктов из Беларуси и выживет ли без Украины белорусская нефтепереработка?
Проживем ли мы без нефтепродуктов из Беларуси и выживет ли без Украины белорусская нефтепереработка?

Сергей Куюн, эксперт по энергетическим вопросам: По Беларуси. Много звонков по теме возможной напряженности в нефтяной сфере в свете известных событий. Может ли Лукашенко остановить поставку нефтепродуктов в Украину в ответ на наши санкции и что тогда будет?

Я в это не верю. Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, которая в свою очередь является одним из локомотивов белорусской экономики. Мозырский НПЗ, который стоит на границе с нами, по дизтопливу и битуму практически полностью работает на украинский рынок, Беларусь же обеспечивает преимущественно Новополоцкий НПЗ, расположенный на севере. То есть, Беларусь кормит Украина (безусловно, после России). Именно поэтому я не верю, что Лукашенко будет даже намекать на проблемы с топливом.

В 2020 году мы закупили 0,850 млн т бензина (более 30% рынка), дизтоплива – 2,2 млн т (тоже более 30% рынка), 0,38 млн т сжиженного газа (17%) и 0,580 млн т битума – 50% рынка. Это только основные позиции.

Но если все же предположить, что в Минске уже совсем все плохо, выгребем ли мы без сябров? Чтобы перекрыть потребность в бензине, "Укртатнафта" должна нарастить переработку на 2 млн т или вдвое. Это вполне реально. Кроме того, в неограниченном количестве есть бензин на море. Там же можно добрать и 1,5 млн т дизтоплива, что в сумме с допобъемом с Кременчуга перекроет белорусский объем (+650 тыс т). При этом я не беру в расчет возможность увеличения поставок из России, это вообще отдельный разговор.

Последние 2 месяца показали, что запросто может быть перекрыт и выпадающий объем белорусского сжиженного газа.

Единственная позиция, которая выглядит проблематично – это битум. Привезти такой объем неоткуда. Частично можно перекрыть морскими поставками, но не полностью. Однако и трагедии в этом нет. За счет увеличения переработки и моря наполовину перекрыть Беларусь точно получится. Ну а в остальном битум – это не дизель и не бензин, будут на 10-20% меньше строить дорог, деньги можно направить на цементные дороги или на объекты инфраструктуры, не требующие битума.

Так что мы без белорусского топлива проживем, а вот выживет ли без продаж в Украину белорусская нефтепереработка? Вряд ли. Понятно, русские поддержат, но это окончательно выбьет у Лукашенко способность хоть как-то этой экспансии противостоять.

В этой ситуации скорее важен вопрос, что нам делать с нашей энергозависимостью? То мы трусимся по поводу прекращения поставок от "Роснефти", теперь переживаем по поводу Беларуси. Причина – 70% поставок ДТ и 50% поставок бензина идет с этих двух стран. При этом у нас недозагружена своя нефтепереработка и морские перевалки. Пора снова выносить этот вопрос на повестку дня.

Автор: Сергей Куюн, директор консалтинговой компании А-95

Статьи по теме
Cкільки коштує бензин та інше пальне на АЗС
Cкільки коштує бензин та інше пальне на АЗС

У вівторок, 12 серпня, середня ціна на бензин марки А-95 знизилася на 0,02% до 58,95 грн/л, на дизельне пальне - зберігається на рівні 56,08 грн/л.
вчера, 16:58 — 168

Індійський НПЗ скоротив переробку нафти після санкцій Євросоюзу, - Reuters
Індійський НПЗ скоротив переробку нафти після санкцій Євросоюзу, - Reuters

Санкції, введені Євросоюзом проти російської енергетики, змусили індійську компанію Nayara Energy знизити потужність переробки нафти. Йдеться про найбільший приватний нафтопереробний завод Індії, частково контрольований "Роснефтью".
29.07 — 219

Чи загрожує Україні паливна криза і від чого залежить ціна на бензин: бліц з Сергієм Куюном
Чи загрожує Україні паливна криза і від чого залежить ціна на бензин: бліц з Сергієм Куюном

Ринок пального в Україні за останні три роки зазнав кардинальних змін - нові маршрути, нові постачальники, нові виклики. Ціна бензину на заправках наразі - це не просто цифра, а відображення курсу долара та світових ринкових процесів.
05.06 — 240