Контракти.ua

35827  —  13.09.07
Дом-невидимка
Дом-невидимка

Чтобы стать владельцем квартиры нашей читательнице пришлось перепродать несуществующие метры... "Я не киевлянка, но давно живу и работаю в Киеве. Все это время нам с мужем приходилось снимать квартиру, но после рождения ребенка решили, что пора обзаводиться собственным жилищем."

По материалам "Личного счета"


Первая проблема: чтобы получить кредит на жилье, необходимо внести первоначальный взнос. Поскольку сумма немалая, порядка 15% стоимости квартиры, пришлось продать двушку в родном городе. Вырученные деньги позволяли претендовать на двухкомнатные апартаменты в лучшем случае на Троещине. А чтобы кредит не был в тягость для семейного бюджета, решили с мужем добиться компенсации процентной ставки по программе молодежного кредитования.


Брокер предлагает забыть о газетном объявлении и купить квартиру в еще не построенном доме.

Второй проблемой стал поиск жилья, а точнее – агентства недвижимости, обладающего информацией о подходящем варианте. После нескольких недель поисков остановилась на одном из них. Брокером оказался почти топ-менеджер агентства – заместитель директора. Назовем его Илларион. Предварительно созвонившись, встретились с ним в офисе агентства.


К моему разочарованию, Илларион предложил совсем не тот вариант, о котором шла речь в газетном объявлении. Этим самым «вариантом» оказалось пустое место, то есть квартира в еще не построенном доме.


Нужно отдать должное Иллариону, которому удалось довольно легко выйти из положения и не потерять клиента. Он показал разрешение на освоение земельного участка, и убедил, что ведутся переговоры с двумя банками (Авалем и Укрсоцбанком) на предоставление кредита. Оба банка входят в первую десятку и обладают безукоризненной репутацией. Как я выяснила позже, Илларион говорил чистую правду.


Действительно, компания-застройщик вела переговоры о сотрудничестве по финансированию проекта с этими банками, но на тот момент окончательное решение принято еще не было. Этой информации мне показалось достаточно для принятия решения о вложении средств в «строящуюся квартиру». Контрольным выстрелом стало обещание Иллариона, что в случае, если строительство затянется, он с легкостью перепродаст «пустое место» другому покупателю и при этом я еще и заработаю, поскольку метражи растут в цене. Получилось своеобразное вложение средств.

 


У квартиры был только один недостаток — все окна выходили  прямо на лифт.
Сделка состоялась, и мы стали счастливыми обладателями 22 кв. м из 74,74 кв. м жилья. С юридической точки зрения все было чисто. Я заключила инвестиционный договор (проверенный мною у юриста) на инвестирование средств с графиком поквартальной разбивки выплаты очередных взносов, т. е. покупки метров.


Третья проблема – получение кредита. К великому сожалению, банки по непонятным причинам не спешили сотрудничать с компанией-застройщиком. Мои ежедневные звонки строителям в конце концов привели в кабинет директора компании.


На встрече очередной топ-менеджер очень красноречиво описал деятельность компании, динамику ее развития за последние полгода, назвал количество сданных объектов и вкратце обрисовал планы на будущее. Но меркантильные интересы, сверлившие меня во время пламенной речи топ-менеджера, не позволили проникнуться планами компании. Все закончилось, как и начиналось: «Так, собственно, когда начнут кредитовать?». Директор тут же парировал тем, что когда к августу будет возведен третий этаж, банки, желающие кредитовать, выстроятся в живую очередь. До августа ждать было недолго и я решила, что три этажа — это, в конечном счете не десять. За пару месяцев управятся. Опережая события, директор передал мне координаты сотрудника Укрсоцбанка, через которого надлежало оформлять кредит.

 


Директор строительной компании:
"Чтобы ускорить строительство, мы отказались от постройки первого этажа и сразу же начнем со второго."

Условия банка были вполне приемлемыми. На встрече сотрудник Укрсоцбанка предупредил, что договор с застройщиком по-прежнему на стадии получения, но документы на оформление кредита можно оформлять, чтобы зря не терять времени — вдруг я окажусь неплатежеспособной.


Параллельно я связалась с Фондом содействия молодежному строительству, чтобы получить перечень документов, необходимых для выплаты компенсации по банковскому кредиту. Наконец документы были собраны, банк признал меня благонадежной. В Фонде не хватало только документации об объекте, так как с этой компанией-застройщиком они еще не работали. Вот здесь и появилась главная проблема – само строительство. Как оказалось, проектная документация до сих пор не утверждена.

 


Страшный сон директора строительной компании.

В июле появилась еще одна новость – цены на квадратный метр повышаются на 5%. То есть, за невыкупленные мною метры, придется платить больше, хотя при заключении инвестиционного договора обещали, что подорожание произойдет не ранее сентября. Вспоминаю директора «незлым, тихим словом». Теперь нет никакой гарантии, что через месяц цены останутся неизменными. В итоге придется брать кредит на более крупную сумму, что явно не входило в мои планы.


Как назло строители почему-то не спешат выполнять трудовые обязанности. Уже август, а на площадке не происходит никаких движений. Тем временем в банке поют старую песню, что договор в стадии рассмотрения и переговоры не завершены.

 


"Так! Дома нет, галлюцинации — есть. Превед, кросавчег!"

Становится очевидно, что, во-первых, срок очередного платежа приближается, а у меня нет необходимой суммы. Во-вторых, банк кредитовать не спешит. И наконец, в третьих, ДОМ НЕ СТРОИТСЯ. Вывод – немедленно продавать свой пай.
Но директор компании-застройщика неожиданно разрешает мне перенести сроки платежа еще на квартал. К тому моменту договор с банком якобы будет заключен. Соответственно еще есть время до ноября. Вдруг все образуется.


Но в сентябре цена за метр снова повышается. Застройщик говорит, что осваивает некое «свайное поле». Чем оно дороже обычного непонятно. Формально сроки инвестиционного договора не нарушены и вроде бы все идет по плану. Но пустая площадка доверия не внушает. Я даю объявление о продаже квартиры с помощью все того же Иллариона.


Покупатели находятся практически сразу. Переуступка по договору возможна, но с удержанием 5% неустойки от суммы внесенных мною средств. Это прописано в инвестиционном договоре. Я согласилась заплатить, тем более что сумму удержания мы делим поровну с новым покупателем. Покупатель выкупил метры по новой цене, а я увеличиваю первоначальный капитал на 23%. В свою очередь застройщик переводит проплаченные мною деньги за вычетом 5% на счет нового владельца (мы так договорились с покупателем, чтобы не обналичивать). Все, finita la comedia. Сделка завершена.

 


Брокер перепродал инвестдоговор, но просит доплатить разницу в цене из-за повышения стоимости квадратных метров.

И СНОВА ПРОБЛЕМА. Позвонил Илларион со странной просьбой вернуть сумму, которую я заработала на перепродаже своей части квартиры, так как застройщик при заключении договора с покупателями потребовал оплаты всех метров по новой цене.


Т. е. фактически новый владелец должен был дважды платить за одни и те же метры. Я не исключала такую ситуацию. Схему переуступки мне подробно объяснили представители компании-застройщика. Но Илларион убеждал, что переплаты не будет, и новые владельцы заплатят по новой цене лишь за невыкупленные метры. В общем, вы вернули бы деньги в этой ситуации?
На тот момент я уже нашла подходящий по цене и качеству вариант квартиры в новом уже сданном доме и вела переговоры о задатке. Не знаю, чем закончилась история с владельцем моего пая. Но для меня этот вопрос потерял актуальность.

 


"Сейчас я - счастливый обладатель двухкомнатной квартиры."

Начался новый этап — оформление кредита на покупку квартиры на вторичном рынке. В этом случае тоже не обошлось без услуг агентства недвижимости. Свои труды АН оценило в 3% от стоимости приобретаемой квартиры, плюс 2% — за гарантированное предоставление компенсации по процентам банка у Фонда. Я выбрала УкрСиббанк (не без помощи журнала Личный счет, в одном из номеров которого была опубликована сравнительная характеристика по условиям кредитования в ряде ведущих банков). Условия мне подошли. К тому же, этот банк уже работает с Фондом и достаточно быстро принимает решение по предоставлению кредита. На все формальности уходит три дня при условии, что документы в порядке. Самая большая сложность — подтверждение неофициальной части доходов, но банк с пониманием относится к проблеме покупателя.

Сейчас я являюсь счастливым обладателем двухкомнатной квартиры на Троещине и ожидаю решения Фонда.