Максим Яли, преподаватель, политолог: Постепенно подходит к концу первый год образования в онлайн-формате. Увы, мои выводы, сделанные еще год назад после его внедрения, подтверждаются личной практикой наблюдений. В абсолютном большинстве ВУЗов, за редким исключением, процесс обучения полностью перешёл уже в онлайн-формат, а студенты ни одного дня не провели в университетских аудиториях за учебный год. И уже не проведут.
Я не буду останавливаться подробно в этом посте на пагубном влиянии на студенческую жизнь онлайн-формата в принципе, отсутствии новых социальных связей и, как следствие, обмена знаниями, налаживания новых социальных отношений, контактов, дискуссий как среди самих студентов, так и с преподавателями. А это очень важный элемент обучения, кстати.
Никакой онлайн-формат этого не заменит, и это аксиома.
В этом посте сделаю акцент на крайне важном элементе и залоге успеха в любой сфере. Особенно в получении знаний.
Речь идет о ДИСЦИПЛИНЕ.
Без нее никак. Особенно в таких архаичных и патерналистских обществах как украинское, страдающее инфантилизмом. Это характерно, кстати, для всех обществ и стран постсоветского пространства, за исключением стран Балтии.
Все тоскующие по "совку" т.н. "homo soveticus", в дискуссиях со мной всегда как под копирку приводят один аргумент: "Раньше я знал, что у меня будет работа, (место которой определяли без твоего участия по распределению свыше), стабильный заработок, бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.д.".
Иными словами, Партия и руководство на местах все решало за людей. Как им жить, зачастую даже с кем, вырабатывало правила поведения, работы, образования, их условия. Всё.
Абсолютное большинство это устраивало. Не надо думать самому, прилагать усилия, переживать взлёты и падения, делать выводы из ошибок и в конечном результате – меняться. К лучшему.
Образование наше за 30 лет пережило множество "рехформ" и шараханий из стороны в сторону. В итоге мы взяли западную модель и присоединились к т.н. "Болонскому процессу".
В котором, безусловно, есть свои плюсы. Главный из которых – возможность выбирать себе предметы, больше внимания уделять профильным дисциплинам, отказ от множества ненужных предметов а-ля "История КПСС" и прочей идеологической ереси, вдалбливаемой всем жителям СССР еще со школьной скамьи.
Но переход на западные стандарты образования не учитывают главного отличия в ментальности.
Того самого патернализма и инфантелизма.
На Западе, особенно в США и в странах Северной Европы, где доминирует т.н. "протестансткая этика", родители с малых лет учат своих детей главному закону достижения Успеха: " ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ И ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ТЕБЯ".
Будешь хорошо учиться, получишь качественное образование и затем тебе обязательно предложат престижную и высокооплачиваемую работу.
Конечно, за последние 30-40 лет эпохи Постмодерна и закрепления потребительской модели социальных отношений и проникновения рыночных принципов в абсолютно все сферы социальных отношений, даже на Западе наблюдается множество негативных последствий и тенденций. Размывания той самой "протестантской этики" и инфантилизации общества.
В том числе, в той же медицине на примере США, которые оказались не готовы к такому серьёзному вызову, как коронавирус. И хваленная медицинская система в прошлом году продемонстрировала свою неэффективность и неготовность к подобным вызовам.
Но на постсоветском пространстве и в других архаичных и патерналистских обществах эпидемия коронавируса ударила и выявила несостоятельность и глубочайших кризис не только медицинской государственной системы (о чем и так все знали, кто с ней сталкивался ), но, с моей точки зрения, включил в "турборежим" уничтожение остатков недо/псевдо/реформированной системы образования.
Если до 2020-го и перехода в онлайн-режим многое в процессе обучения зависело (как и везде и во всем) от личности преподавателя, уровня его знаний и, главное, его желания передать эти знания своим студентам, то сейчас и этот важнейший элемент умножается на "0", провоцируя равнодушие и халатность.
То есть убивает остатки мотивации.
Любая система состоит из людей, и успех зависит от личной мотивации руководства, которое выстраивает взаимоотношения между ее участниками, сам рабочий процесс и формирует систему стимулов и задач.
Если руководитель/преподаватель лично мотивирован дать результат, то при наличии необходимых навыков и знаний он достигнет желаемого результата.
Но этот навязанный извне по всему миру онлайн-формат обучения, по моему глубокому убеждению, уничтожает систему образования. И в конечном итоге лишь усиливает и укрепляет уже имеющееся неравенство между различными обществами в глобальной "деревне" под названием "Человейник".
А теперь от теории к практике на личном примере и наблюдениях.
Самой большой удачей в своей жизни я считаю своих УЧИТЕЛЕЙ.
Начиная со школы, продолжая ВУЗами и заканчивая учёбой и работой в Академии наук.
Всех их обьединял не только высокий уровень профессионализма, но и желание НАУЧИТЬ.
Передать знания, поделиться ими. Все они умели найти правильные слова для тех, кто пришел учиться, а не отбывать номер и получать зарплату. Вот именно это качество, наряду с личной харизмой, и есть теми условиями для того, чтобы у детей "горели глаза".
Все мы чувствуем и реагируем на искренность. Если человек проявляет желание нам помочь, то это невольно вызывает уважение и желание соответствовать требованиям, которые нам выдвигает начальник/учитель/преподаватель.
Зная изъяны нашего общества и глубочайшего вреда от патерналисткой модели управления и системы отношений в советском обществе, умноженным на юность и неопытность де-факто и де-юре детей (которые зачастую поступают в ВУЗы не по своему желанию, а из-за "хотелок" своих родителей), а также наблюдая за процессом со стороны во время первого семестра, начиная читать свой курс на первых ознакомительных лекциях я особое внимание уделил именно формированию мотивации.
Объяснял студентам, что через 4-5 лет кроме ничего не решающей в реальной жизни "корочки" они гарантированно ничего не получат. И в условиях жесточайшей конкуренции, без наличия связей и "волосатой лапы", без наличия ЗНАНИЙ они будут выкинуты на обочину жизни. И пойдут в итоге работать в условный "МакДональдс" и кричать "Є вільна касса!".
Объяснял, что им стоит включать камеры, т.к. в режиме "клабхауза" восприятие информации значительно ухудшается, т.к. рассеивается внимание.
Я специально проверяю выборочно присутствие студентов не только в начале лекции, но и в середине. Чтобы не расслаблялись.
Объяснял, что включення камера – это не только уважение к труду преподавателя, который вынужден читать лекции перед черным экраном с аватарками птенцов, котов, птиц, аниме и прочей "живности" (что крайне негативно влияет на его мотивацию и интерес), но и существенным образом влияет на то, что у них останется "в голове" после лекции.
Я уже не говорю о том, что у нас еще с советских времен широко распространено т.н. "списывание", и во главу угла ставилось получение не знаний, а хорошей отметки.
Перед первым модулем я подробно объяснил, что я хочу понять уровень их знаний для того, чтобы учесть это важный фактор при составлении и редактировании своих лекций в дальнейшем. Т.к. если студент ввиду объективных причин и отсутствия базовых знаний не способен воспринять сложный материал, то его следует упростить. Дать базу, азы, которые им пригодятся в работе в будущем.
Все равно абсолютное большинство решило "содрать" и "скопипастить" то, что могли найти. Намеренно дал несколько таких вопросов, ответы на которые невозможно найти в сети, и этот материал давал на лекция и семинарах.
Увы, в 17-18лет большинство считает себя намного умнее/хитрее преподавателей...
Увы, как и при "совке", им важнее получить более высокий бал, чем увидеть реальную картину своих "пробелов" в знаниях и хотя бы задуматься.
Увы, за почти 4 месяца лекций и семинаров, несмотря на все мои усилия по организации процесса и противодействию пороков онлайн-формата, личных просьб и уговоров включать камеру, количество "зажженных окон" продолжает уменьшаться.
Увы, я понимаю, что одна лекция и семинар в неделю – недостаточно для формирования правильного процесса обучения в интересах студентов.
Абсолютное расхолаживание и падение дисциплины.
Которое вытекает из абсолютно преступного по сути (по моему мнению) намеренного решения о недопустимости требования преподавателя заставлять студентов включать камеры.
Возникает логичный вопрос: а как преподаватель может проконтролировать студента? Что он не читает ответ с экрана, загуглив перед этим вопрос или, в лучшем случае, с конспекта?
Вот только что читал лекцию. В середине, чтобы "взбодрить " студентов, решил задать вопрос о том, как они сами поняли понятие "международной системы", о котором рассказывал им в течение получаса, приводя примеры из практики международных отношений.
Из десяти "выстрелов" в игре "морской бой", (как я иронично называю мою "перекличку" и попытки наладить "обратную связь"), 8 "кораблей" было "убито". Т.е. де-факто они находятся на паре (просто подключились к гугл-классу), а на самом деле или спят (первая лекция) или занимаются своими делами и не слушают.
Одну "ранил", т.е. камеру включила, хотя вопрос и не слышала (т.е. прослушала), но ответить не смогла даже после повторения.
И только одна студентка ответила.
Вот вам и "выборка" из 73 студентов, официально присутствоващих на лекции...
Даже мои попытки объяснить, что делаю я это хотя бы для того, чтобы понять, как они усваивают материал и нужно ли им объяснить еще раз то, что они не понимают, не находят отклика.
Отмечу, что я делаю поправку на то, что теория международных отношений – сложный предмет и требует хороших базовых знаний.
Которых, увы, нет. Это как раз первый курс, который поступил в ВУЗы после первого карантина и начала онлайн-обучения в школах, которые по объективным и субъективным причинам оказались к этому абсолютно не готовы.
И я вынужден теперь, в основном, вместо теоретизирования и формирования навыка абстрактно мыслить и рассуждать о международных отношениях восполнять эти пробелы и объяснять, как мне казалось, элементарные вещи.
Повторюсь, считаю огромной и преступной по своим последствиям отдать на откуп самим студентам формирование процесса обучения. Какая самодисциплина может быть в 17-18 лет у поколения "миллениалов"/инстаграма?
Ответ – никакой!
Поэтому без требовательности и контроля со стороны преподавателя процесс обучения превращается в фикцию. А отсутствие "обратной связи" и удовлетворения от того, что дети становятся умнее благодаря тебе, убивает мотивацию и у тех преподавателей , которые ещё готовы работать за тот мизер "вознаграждения" и делиться своими знаниями ВОПРЕКИ, а не БЛАГОДАРЯ.
Мало того, что труд и статус учителей за 30 лет "опущен" в обществе ниже плинтуса, так благодаря этому онлайн-формату их превращают в абсолютно бесправных статистов, которые не могут требовать даже элементарного присутствия и соблюдения ещё вчера незыблимых и написанных правил образовательного процесса.
ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ В НИКУДА.
Убивает надежды на наше "светлое будущее" после того, как сменится поколения управленцев-комсомольцев и на смену им придет новое поколение.
Увы, делаю неутешительный вывод о том, что оно будет еще менее квалифицированным, чем его предшественники. И это гуманитарная сфера, а что говорить о будущих медиках, инженерах, конструкторах, физиках и т.д..
П.С. Все эти рассказы о том, что студенты не могут ходить на пары из-за того, чтобы не распространять коронавирус – еще одна манипуляция на фоне фиктивных соблюдений условий карантина.
Простой пример. Вернулся вчера в Киев поездом. Решил, что рано утром быстрее доеду домой на метро. Перед входом – очередь метров 10 в длину и 5 в ширину. Человек 100 образуют плотно сбитую толпу желающих войти.
Потому что только 1 дверь из 3-х открыта!!!!
Сохранить дистанцию шансов нет. Вот вам и борьба с эпидемией от мэра Кличко, который совсем недавно вводил жёсткий карантин из-за переполненных больниц. Не видите взаимосвязи?
Автор: Максим Яли