Алексей Копытько: Почему Путин был вынужден отложить полномасштабное вторжение. И почему надо работать на русском языке в российском информпространстве.
Ранее я показал, что одним из факторов, который заставил Кремль отказаться от эскалации, стала реакция украинского общества. Украина не поддалась давлению, что сразу повысило цену возможной интервенции для РФ.
В качестве второго фактора обычно называют «реакцию Запада». Я более чем уверен, что «реакция Запада», особенно – перепуганных и опутанных связями с Россией европейских элит, во многом стала следствием реакции украинского общества. А также усилий команд, которые на разных уровнях последний год доносили информацию о реальной ситуации и формировали правильные настроения.
Но есть ещё третий фактор, который я вскользь упоминал – это ситуация в самой России. Детально его описать и безупречно обосновать гипотезы достаточно сложно, поскольку нельзя исключить, что те или иные факты – ложь или манипуляция. Однако есть косвенные признаки, дающие в своей совокупности возможность получить представление.
В частности, аппаратный контент-анализ СМИ, социальных сетей, а также выборочное отслеживание источников, считающихся маркерами, позволил сформировать гипотезу, что население России не в восторге от полномасштабной войны с Украиной. Демонстративная переброска техники не вызывала требуемого воодушевления. Наоборот, были признаки нарастания тревожности. А на таком фоне начинать вторжение не очень хорошо.
Косвенным подтверждением этой гипотезы стали результаты опроса на тему «Обострение на юго-востоке Украины» от российского «Левада-центра» (опубликованы 29.04). Можно с разной степенью критичности относится к этим данным, но они обнародованы и влияют на восприятие в самой РФ.
Из них следует, что только 43% опрошенных считают, что Россия должна принять участие в боевых действиях и выступить на стороне «Л/ДНР» в вооруженном конфликте.
Ровно столько же – 43% – считают прямо противоположное.
Это – наглядная демонстрация раскола.
Но самое интересное – в деталях. Посмотрите на графики.
«Левада-центр» показывает возрастную структуру поддержки/неподдержки. Из неё следует, что наиболее упоротая категория граждан – это лица от 55 лет и старше. А вот чем моложе опрошенные – тем хуже с поддержкой военной авантюры.
Среди молодёжи только 34% поддерживают участие России в войне на стороне «ЛДНР», не поддерживают – 53%. При этом уверенно поддерживают только 7%, а уверенно не поддерживают – 20%, почти в три раза больше.
До 54 лет больше людей не одобряет военную авантюру, только в категории 55+ лет 54% за войну, а 34% против. Именно за счёт людей старшего возраста формируется условный паритет «в среднем по больнице». Остальные группы скорее не одобряют войну.
Т.е., войну поддерживают те, кто собирается её смотреть по телевизору в силу возраста. А вот те, кого призовут и кому реально придётся умирать, не испытывают такого энтузиазма.
«Картина маслом» становится ещё нагляднее, если посмотреть на то, чем сформированы представления об эскалации.
От 17 до 23% граждан РФ уверены, что в эскалации виновата Украина. Тут разница по возрастам не очень большая. Но при этом если среди молодёжи (18-24 лет) только 36% считает, что во всём виноваты США и НАТО, то в категории 55+ таких 57%.
Среди тех, кто смотрит телевизор, 81% убеждены, что во всём виноваты США/НАТО (57%) и Украина (24%). Россию винит 1%.
А вот среди тех, кто черпает информацию из телеграм-каналов, только 40% винят США/НАТО (26%) и Украину (14%).
ПРИ ЭТОМ 28% В ЭСКАЛАЦИИ ВИНЯТ РОССИЮ.
Понимаете? Россия в их восприятии – главный виновник.
Это говорит о том, что пропагандисты ГРУ, которые толкали тему с войной, и о злоключениях которых я уже не раз писал, информационно прострелили своим фюрерам ноги, руки и обгрызли уши. Это провал. Значит, их тактика однозначно поменяется.
Судя по этим данным, слухи об отключении РФ от всемирной сети и жесткой фильтрации контента скоро найдут подтверждение. К этому российское руководство будет подталкивать логика выживания в режиме осаждённой крепости.
Самое наглядное.
Во ВСЕХ возрастных группах опрошенные считают, что полномасштабная война с Украиной УХУДШИТ отношения россиян к Путину. Например, среди самых молодых только 7% считает, что война улучшит отношение, а 41% – что ухудшит.
Даже в категории 40-54 в два раза больше людей (33%) прогнозирует ухудшение, а не улучшение (16%). Это косвенные ответы, которые показывают реальное отношение людей к войне.
Сейчас одобряют деяния Путина 65%, неодобряют – 33%. Срез по теме войны указывает, что Путин может потерять минимум 15% поддержки, что сделает баланс очень шатким, а падение может стать необратимым. В таких условиях вести большую войну просто невозможно.
Таким образом, полномасштабная эскалация с повестки дня не снята, но временно отложена. «Партия войны» будет формировать условия для вторжения (перебрасывать войска, а потом отводить людей, но оставлять технику и т.д.). Будут продолжаться информационные провокации. Потому что из полного состояния покоя перейти в состояние войны предельно сложно. Общество будут пытаться держать в тонусе.
Из этого очень прикладной вывод для Украины: не успокаиваться, а подтягивать хвосты и на всех уровнях демонстрировать российскому обществу, что будет серьёзный отпор. С западом, без запада – неважно. Те, кто не очень хочет воевать, станут ещё меньше этого хотеть.
Отсюда – работа на русском языке в российском информпространстве.
Автор: Алексей Копытько, блогер, общественный деятель, координатор проекта «Информационное сопротивление»