Среди разговоров о «новой этике», о смене социальных норм всегда интересно найти подтверждение в сухих цифрах. И аккурат к католическому рождеству социологическая служба Gallup выкатила соответствующее исследование американских нравов. А ведь и правда они там меняются. Вслед за ними и у остальных, как заведено.
Нынче 47% американцев говорят о своей принадлежности церкви, синагоге или мечети. Это существенное падение по сравнению с 1999 годом, когда 70% опрошенных были прихожанами. До этого изменения происходили очень медленно: перед второй мировой войной прихожан было 73%, и только на ее фоне их число выросло до 76%.
Последние два десятка лет отличаются особенно высокой динамикой: за это время с 8% до 21% стало больше тех американцев, которые вообще не имеют никакой религиозной идентичности. Конечно, имеется прямая связь со сменой поколений. О своей церковной принадлежности говорят 66% американцев, родившихся до 1946 года, 58% бэби-бумеров (1946–1964), 50% поколения X (1965–1980) и 36% миллениалов (1981-1996). Причем среди миллениалов выше и число тех, кто не идентифицирует себя с церковью (31%).
Однако общее падение религиозности фиксируется не только у более молодых американцев, а буквально во всех демографических группах, хотя и в разной мере. Понятно, что среди демократов, например, эта тенденция сильнее, чем среди республиканцев – 25% и 12% соответственно, но задеты ею абсолютно все, то есть меньше верят даже те, кто верил раньше, а, значит, и объяснение должно быть иное, чем просто меньшая религиозность каждого нового поколения.
Наверное, каким-то образом сказывается и технологическая, и коммуникационная революция: как раз за минувшие двадцать лет в жизнь практически каждого человека ворвался интернет. Согласно исследованию Pew Research Center, сейчас всемирной сетью не пользуются лишь 7% американцев по сравнению с 48% в 2000 году. Опять же, понятно, среди молодых людей таких почти нет. Какие-то проблемы виртуальная реальность создает, какие-то усугубляет, а какие-то решает, но вытеснение церкви как важного института психологической и социальной поддержки, видимо, происходит.
Ученые обращают внимание на еще одно обстоятельство. В последнее время религиозный консерватизм в качестве реакции как раз на появление новых социальных норм прорывается в политику и в своих крайних формах отваживает от себя людей, молодых в первую очередь. Борьба с ЛГБТ или запрет абортов, призванные защищать традиционные нормы, большинством воспринимаются как дикость и архаика. Решения, принятые политиками, которые демонстрируют свою несгибаемую верность «скрепам», в результате бьют по привлекательности религиозных организаций и вере вообще, то есть срабатывают обратным образом и усиливают отток потенциальных приверженцев.
В Украине, конечно, свои обстоятельства, и религиозность наших людей весьма специфична, как специфичны православие и общество, совсем недавно вполне советское. Но вот, например, исследование Центра Разумкова зафиксировало, что с 2018-го по 2019 год как-то резковато уменьшилось число религиозной молодежи в возрасте моложе 24 лет. В 2018 году так охарактеризовали себя 65%, а всего год спустя 51,6%. Даже неважно, что молодые люди имеют в виду, указывая на свою религиозность, важно, что короткое время спустя заметное их число это делать перестали.
Интересно, конечно, понять истинные причины происшедшего. То ли реклама отдельно «томоса», то ли массированная кампания за «армію, мову, віру» в целом вызвали подъем интереса к этой тематике, а затем он немного остыл. Или, наоборот, был интерес, а его эксплуатация политиками вызвала отторжение. В любом случае в этой сфере происходят какие-то важные вещи, которые надо бы рассмотреть повнимательней и постараться объяснить, что же происходит и почему.
А выпить я бы предложил за мир, меняющийся на наших глазах. Было бы неплохо, что бы нам нашлось там место, и разнообразно верующим, и остальным, которых становится все больше.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец