Ни один банк не приносит таких доходов, как старинные вещи. В этом уверен известный антиквар Александр Полищук, считающий вложением в будущее уникальную коллекцию своего музея предметов трипольской культуры.
По материалам "Личного счета"
|
— Любое вложение в предметы древностей и антиквариата всегда было очень прибыльным делом. А сейчас особенно. Учитывая, что за Украиной европейское будущее, существенно возрос интерес именно к национальным древностям. Только за последние два года стоимость предметов антиквариата украинского происхождения выросла в десятки раз. Если еще три года назад можно было купить икону украинского наива за 30-500 грн, то сейчас они стоят от $1 тыс.
— А какова стоимость предметов древности?
— Можно ли рассматривать приобретение предметов старины как инвестиции?
— Не только можно, но и нужно. Мы прекрасно понимаем, что Украина все равно будет в Европе, поэтому если сегодня покупаем предмет древности за 250-500 грн (это может быть неолитическое оружие 7-5 тыс. до н. э., каменные молотки из кремня), то европейская цена в 50-100 раз выше. Но такой экспонат нельзя вывезти за рубеж и тут же продать, потому что закон запрещает «экстрадицию» предметов старины. А вот когда Украина войдет в Европейский Союз, можно будет, не выезжая за рубеж, продать неолитический молоток стоимостью 250 грн за $50 тыс.
Пока же отечественный рынок независим от европейского. Сегодня главная опасность заключается в том, что россияне, приезжая к нам, скупают предметы нашей древней культуры. К примеру, коллекции российских политиков Потанина, Жириновского, Брынцалова сформированы из экспонатов, вывезенных из Украины. А наша гордость — коллекция «Платар», которую собрал Сергей Платонов, уже не может быть вывезенной и распроданной, так как опубликована в каталогах. Если какой-то предмет из нее появляется на международном антикварном рынке и идентифицируется, он тут же объявляется незаконно вывезенным и возвращается в Украину. А вещи, которые идут мимо официальных коллекций, вывозятся без проблем. Поэтому нужно вкладывать не только из-за прибыльности, но и для того, чтобы такие вещи остались в Украине.
— Где в Киеве можно приобрести, к примеру, трипольские горшки или готские орлиноголовые пряжки?
— В официально зарегистрированном клубе коллекционеров на улице Салютной, 2. Этот клуб посещают известные люди, депутаты, президент. Но предметы трипольской культуры очень редко встречаются в клубе. Я вообще считаю, что Триполье не должно продаваться на рынке — уж слишком велик соблазн у представителей иностранных государств вывезти исторические ценности за рубеж. Например, сотрудница бельгийского посольства, о которой много писали, покупая древности за бесценок, просто вкладывала деньги, чтобы потом их продать у себя на родине. А цена на эти вещи только в Украине за четыре года поднялась на 500%. Согласитесь, ни один банк не предлагает таких процентов.
— Насколько это легально?
|
|
— По существующим законам вещь, находящаяся на рынке, априори не может быть объявлена краденой. «Гробокопатели», разворовывающие курганы, в клуб не ездят. Они все продают на месте перекупщикам, и после длинной цепочки перепродаж вещи попадают к коллекционерам. Археологическая принадлежность этих предметов уже недоказуема. Такой экспонат может быть как из старинной коллекции, к примеру, князя Бобринского, так и вырытым несколько месяцев назад. Кстати, за последние 10 лет в Крыму распалось более 15 крупных коллекций. Крымский коллекционер Грандмезон, в прошлом советский полковник, в конце 80-х собрал уникальную коллекцию античных монет. Так вот эту коллекцию за большие деньги выкупил Московский исторический музей. И это при советской власти! Ведь тогда существовал закон об охране культурного достояния, и за раскопки курганов давали 8 лет тюрьмы. Но так как монеты прошли через многие руки, они как бы отбелили его хозяина.
— Вы сами покупали древности у «черных» археологов?
— Нет. «Черные» работают с очень ограниченным кругом людей, и нигде не светятся, потому что, если попадутся на продаже, потеряют научные степени, лишатся работы или попадут в тюрьму. Если у копателя руки еще в земле, никогда ничего не куплю — не хочу прослыть скупщиком краденых вещей. Проще купить в полтора-два раза дороже у других коллекционеров.
— С какой суммой можно отправляться в клуб коллекционеров?
— Орлиноголовую пряжку можно купить, если войдете в доверие к продавцам. Иногда коллекционеры, приезжающие из Крыма, выставляют вещи прямо на столе. Но среди таких находок очень много подделок. До 80-90% золотых вещей якобы скифского и сарматского происхождения — фальшивки. Поэтому нужно консультироваться с экспертами, чтобы определить подлинность и рыночную стоимость приглянувшихся вещей. Причем, покупая 18-сантиметровую пряжку за $1500, вы в течение месяца можете продать ее за $10 тыс., если конечно, найдете покупателя. Перепродажа тоже очень серьезное дело.
Если вы идете в клуб с целью вложить деньги, нужно иметь с собой 2-4 тыс. грн. Хотя и за 20 грн можно купить что-нибудь ценное, правда, при условии, что вы хорошо разбираетесь в предметах старины. Иногда кто-то покупает вещь за копейки и тут же ее предлагает за $500. Порой и сами продавцы не знают, что продают. Не исключены также случаи, когда за большие деньги покупается копия, а оригинал отдается за бесценок. Но если покупаете вещь у продавцов — членов клуба, то можете ее вернуть.
— Случалось ли вам покупать уникальные вещи за 20 грн?
— Однажды я купил каменный молоток, которому 7 тыс. лет, за 25 грн. Его международная стоимость — 2 тыс. евро. (Такие молотки массово находят селяне во время уборки урожая картофеля — вместе с камнями отсеиваются и древности.) Но ввиду того, что на такие древние молотки большой спрос, нашлись умельцы, изготавливающие качественные подделки. Отличить фальшивку от оригинала способны лишь специалисты.
— Сколько стоит хорошая коллекция древностей?
— Суммы, как и сами коллекции, могут быть разными. К примеру, если собирать крестики периода Киевский Руси, то за один экземпляр придется выложить от 80-2000 тыс. грн. Соответственно собрать небольшую коллекцию можно за $10 тыс.
— Как быстро на такую коллекцию возрастет цена?
— Если собираете коллекцию, покупая вещи в клубе, то мгновенно цена увеличивается в несколько раз. Цены клуба ниже, чем на рынках. Для некоторых богатых коллекционеров цена коллекции не имеет значения. Они могут заплатить и $10 тыс., и $30 тыс., потому что покупают не коллекцию, а историю, миф о вещах.
|
|
— Сейчас, вкладывая в музей Триполья, я могу лишь сказать, что финансово ничего не теряю. Без сомнения, коллекция музея трипольской культуры стоит в сто раз больше, чем в нее вложено — по международным ценам, более $1 млн. Но можно ли продать на внутреннем рынке за такую цену — неизвестно. Для меня трипольская культура — это идея. И я не собираюсь продавать экспонаты, хотя предложения поступают постоянно.