Контракти.ua

20948  —  30.05.10
Литр до Киева довезет: Контракты убедились, что неспешно и полулежа можно ездить даже в 20-килограммовом автомобиле
Литр до Киева довезет: Контракты убедились, что неспешно и полулежа можно ездить даже в 20-килограммовом автомобиле

О чем говорят мужчины… когда они говорят о машинах? Конечно же, об объеме двигателя и его мощности; преимуществе механической коробки перед автоматом и наоборот; максимальной скорости, радиусе колес, клиренсе, полном приводе (подключаемом и постоянном) и о многом-многом другом… Но одна тема в разговоре о машинах уж точно не будет забыта: сколько топлива нужно автомобилю для того, чтобы проехать 100 км.

 

Если в смешанном цикле придется использовать 15–18 л (а то и больше) — это, конечно же, много; 10–12 л — уже приемлемо; около 8 л — отлично; если же 3,9- л (заявленные характеристики для 1,8-литровой Toyota Prius Hybrid с АКПП) или 5 л (как также гибридная, но зато спортивная Honda CR-Z с вариатором) — просто здорово!
Само собой не обходится без «померяться»: у кого быстрее/шире/выше/больше/экономнее.

Что такое Shell Eco-marathon

70 лет назад машины были другие, ну а мужчины, похоже, с тех пор мало изменились. Потому что еще в далеком 1939 году инженеры научной лаборатории Shell устроили между собой соревнование: чей автомобиль преодолеет большее расстояние, используя один галлон (3,79 л) бензина. В том первом соревновании победил Р. Дж. Гриншилдз, использовав 4,73 л на 100 км. Десять лет спустя тот же Гриншилдз довел модифицированный Studebaker до цифры 1,57 л на 100 км, а уже в 1968-м авто марки Fiat 600 (уже с другим водителем за рулем) проехало 100 км менее чем на одном литре бензина.
Дружеские состязания энтузиастов превратились в организованное соревнование для студентов и школьников в 1985 году. Первый Shell Eco-marathon Europe стартовал во Франции на трассе Paul Armagnac Circuit в Ногаро; тогда в нем приняли участие 25 команд из четырех стран. Сегодня Shell Eco-marathon проводится на трех континентах (Америке, Европе и Азии); в нем принимают участие около 400 транспортных средств из почти 40 стран и 4 тыс. участников из более чем 300 школ и университетов.

На чем ездят
Традиционно можно сказать, что участие в Shell Eco-marathon само по себе является наградой для команды. Но, кроме этого, есть вполне реальные номинации и столь же материальные призы.
Наивысшей, конечно же, является награда за максимально эффективное использование топлива. Другие награды за достижения на треке вручаются в номинациях: «Лучший топливный элемент», «Солнечная батарея», «Уровень выхлопа CO2», а также отдельно для каждого вида топлива.
Победитель в каждой номинации обычно получает EUR1000, второе и третье места — EUR800 и EUR500 соответственно. В дополнение к призам за топливную экономичность и низкий уровень выхлопа Shell и партнеры создали номинации за достижения вне трека: «Экологическая безвредность», «Безопасность», «Технические инновации», «Информационное освещение и маркетинг», «Дизайн» и «Лучший командный дух». Победители в этих номинациях получают только дипломы, без денежного эквивалента.

 

 

 


От прототипов —  к серийному производству
Рекордов на треке команды достигают различными способами: максимально уменьшают вес автомобиля (машины призеров весят менее 20 кг); используют в двигателе дорогостоящие поршни из керамики; применяют подшипники, позволяющие раскрученному колесу автомобиля вращаться в течение 25 минут; выключают двигатель, разогнавшись на трассе и т. д.
Нельзя точно сказать, какие именно технические идеи, использованные командами, участвовавшими в Shell Eco-marathon десять или двадцать лет назад, внедрены в серийное производство, а какие так и остались реализованными лишь на уровне прототипов. Но некоторые новации, направленные на экономию топлива и снижение выбросов СО2, работают уже сегодня. Например, внедорожник Honda Pilot оснащен 3,5-литровым двигателем V6 i-VTEC с системой Advanced VCM, отключающей работу двух или трех цилиндров в зависимости от нагрузки двигателя. А система Stop & Go, которая выключает двигатель на светофорах и в пробках, используется во многих современных моделях.    

Текст: Михаил Захарко, Контракты

Статьи по теме
Що повинно бути у кожному авто: нагадування від поліції
Що повинно бути у кожному авто: нагадування від поліції

Кожен автомобіль повенин мати низки предметів, які у проблемних ситуаціях мають допомогти водієві.
12.08 — 307

Чи можуть насправді штрафувати за відсутність аптечки в авто: пояснення
Чи можуть насправді штрафувати за відсутність аптечки в авто: пояснення

Всі водії знають, що в машині потрібно мати вогнегасник, аптечку та знак аварійної зупинки. Якщо цього немає в автомобілі, можна понести покарання. Але не всім відомо, що можна обійтися тільки попередженням.
11.06 — 456

Без літери
Без літери "У". В Україні почали по-новому маркувати учбові автомобілі в автошколах

Від 4 травня, автомобілі, на яких кандидати у водії здійснюють практичну підготовку та складають іспити, повинні маркуватися по-новому – на цих транспортних засобах зміниться розпізнавальний знак "У" на "Н".
06.05 — 352