На крымских татар давят, подвергают пыткам из-за религии и политических взглядов. Это – результаты исследования правозащитной организации "КрымSOS". В целом Россия преследует не менее 140 крымчан, почти сто человек – за решеткой на оккупированном полуострове и в России.
Журналистка "Сегодня" Эльвина Сеитбуллаева эксклюзивно пообщалась с семьями политзаключенных, живущих в Крыму, и с теми, кто вынужденно переехал на материковую часть Украины.
Ризу Омерова приговорили к 13 годам тюрьмы по сфабрикованному делу о терроризме. Его отец и друг также попали за решетку. Жена Севиль осталась с четырьмя детьми. Дети тяжело переживают разлуку, рассказывает новостям "Сегодня" жена политзаключенного.
Севиль Омерова рассказывает:
"Ахмад – он третий ребенок, начал плакать, я сначала подумала, что дети между собой ругаются. Я спросила – Ахматик, что случилось. Он мне говорит, что хочет к отцу. Он часто собирает сумки, игрушки и говорит, я поеду папе привезу".
Севиль видела мужа только на суде. За два года, которые продолжалось следствие – ни одного свидания в СИЗО. Обвинения в попытке захватить власть следователи построили на аудиозаписях, где мужчины обсуждали религиозные темы и отношение крымских татар к России.
Севиль рассказывает, что ей и детям не удавалось пообщаться с Ризой, прикоснутся к нему, поэтому ребята его видели только один раз на судебном процессе.
Ризу Омерова, его отца и друга также обвинили в участии в организации "Хизб ут-Тахрир", которая в России запрещена. Из-за религиозных и политических взглядов в тюрьмах оккупированного полуострова и России находятся около ста крымчан. Их права оккупанты нарушают как во время обысков в домах, так и в тюрьмах.
Аналитик "КрымSOS" Евгений Ярошенко говорит в новостях «Сегодня» на канале «Украина»:
"Практически каждого при задержании пытали, чтобы выбить признание. Другая практика – ненадлежащие условия содержания: очень тесное помещение, антисанитария, холод, влажность. Негодная пища, неоказание медицинской помощи".
Через пытки прошел бывший политзаключенный Исмаил Рамазанов. Три года назад в его дом в Крыму ворвались ФСБшники, подбросили патроны, били на глазах родителей. Сразу натянули наручники на руки и бросили на пол. Издевались над ним и в следственном участке.
"Ломали пальцы, били по почкам и просто прыгали по спине, чтобы я подписал все, что они требуют. Они дали мне бумагу формата А4, на которой были фамилии моих соотечественников, крымских татар, которых я не знал. После того как я отказался, меня продолжили пытать", – рассказывает Исмаил Рамазанов.
Его пытали за проукраинскую позицию. Исмаил откровенно критиковал оккупационные власти Крыма, поддерживал семьи политзаключенных. Его продержали в СИЗО полгода и выпустили за недостаточностью улик, но при одном условии – покинуть полуостров.
"Вызвали в прокуратуру, там состоялся разговор с так называемой помощницей – она сказала, что моя активность не нравится и у меня есть возможность уехать. Через неделю – выехал", – продолжает Рамазанов.
За годы оккупации полуострова правозащитники собрали информацию о пытках и преследования по меньшей мере 140 крымчан. Эти материалы могут использоваться в международных судах Украины против России.