Андрей Волянский, доктор медицинских наук: Пандемия подходит к концу. Но цивилизованный мир быстро прививает группы риска, и уже через 1-2 месяца коллективный иммунитет будет создан во многих странах за счет инфицированных и привитых. Украине приходится рассчитывать только на естественное инфицирование.
Ошибки
Первая волна пандемии в Украине фактически началась осенью 2020 года. К чему после летнего затишья исполнительная власть оказалась не готова. Реально не хватало коек и кислородного обеспечения. После августовских 25 летальных исходов в сутки и сентябрьских 50, в октябре начался резкий отрыв – 85 смертей/сутки, в ноябре-декабре – 180 смертей в сутки. Новогодние праздники вопреки прогнозам исполнительной власти дали ожидаемое снижение активности эпидемического процесса (130 ежесуточных летальных исходов в январе).
После окончания полулокдауна 24 января нужна внятная стратегия на последующие несколько месяцев. Ее у исполнительной власти нет. Мы слышим туманные заявления о том, что в течение весны жесткие карантинные меры не понадобятся. Почему? Ведь очевидно, что в ближайшие недели мы вновь увидим рост. И это могут быть и 200, и 300, и даже 400 летальных исхода в сутки. Ведь в отличие от Западной Европы в Украине эпидемический потенциал далеко не исчерпан (мы только достигли показателя 500 смертей/миллион жителей и контактировали с вирусом примерно 30% населения). В отсутствие вакцинации ближайшие месяцы могут быть крайне тяжелыми для страны и минимизировать неизбежные потери можно только двумя способами: длительным жестким локдауном или адресной защитой групп риска.
Жесткий локдаун для нашей слабой экономики и уставших людей крайне нежелателен. Адресной защитой пожилых и людей с хроническими заболеваниями исполнительная власть упрямо не хочет заниматься. Можно было бы направить полностью им 2,1 миллиона доз вакцины, ожидаемые в феврале-марте, но и тут наши гениальные руководители решили вначале вакцинировать военнослужащих на Востоке. Которым вакцинация не нужна. 80% смертей дала группа 60+, а остальные 20% - это люди разного возраста с хроническими заболеваниями.
Почему получим так мало вакцины и получим так поздно? Летом рассказывали сказки про «украинское чудо» - вакцину, которая вот-вот выйдет на этап испытаний и закатывали деньги спецфонда в асфальт. Осенью начали говорить о замечательной программе Covax. Только зимой смогли договориться о крохотном количестве китайской вакцины. Covax изначально рассчитан на нищие страны, объедки со стола, так сказать. Когда Запад привьет своих граждан, сформируется более-менее четкая логистика излишков и их, безусловно, передадут нищим. Но это произойдет в конце весны – летом. Когда активный период пандемии завершится. Когда Украина получит ожидаемые 40-60 тысяч летальных исходов (1000-1500 смертей/миллион).
Другие серьезные проблемы Украины в контексте пандемии: отсутствие эпидемического расследования, низкий охват тестированием, низкий уровень оказания медицинской помощи по другим патологиям, отсутствие грамотного анализа и прогнозирования у исполнительной власти.
Успехи
В Украине хорошие медики. Это важно. Мы должны ценить эти 700 тысяч человек. Еще и потому, что до прихода Ульяны Супрун их было 800 тысяч. Инфекционисты, реаниматологи, терапевты, семейные врачи, эпидемиологи. Врачи скорой помощи. Врачи других специальностей. Средний и младший медицинский персонал. Постепенно клиническая иммунология становится значимой.
В Украине создали хорошие протоколы и регулярно и быстро адаптировали их.
В Украине хорошие люди. Которые дисциплинированно выполняют карантинные мероприятия, помогают близким и незнакомым людям. Не обращаются к перегруженным семейным врачам потому, что друзья рассказали, как правильно лечить covid.
Нельзя только ругать исполнительную власть. После потерянного впустую лета осенью быстро нарастили коечный фонд до 66 тысяч и уже в декабре смогли снизить загруженность до приемлемых цифр. Смогли обеспечить большинство коек кислородом. Дали, хоть и временные, надбавки к зарплатам медиков.
Резюме
Пандемия подходит к концу. Но цивилизованный мир быстро прививает группы риска, и уже через 1-2 месяца коллективный иммунитет будет создан во многих странах за счет 30-50% инфицированных и 20-40% привитых. Украине приходится рассчитывать только на естественное инфицирование – к концу весны я предполагаю 50-60% инфицированных и 5-10% привитых. Минимизировать потери можно адресной защитой групп риска, в т.ч. перераспределением вакцины в их пользу.
Не теряем оптимизм, планируем летний отдых. Сохраняем спокойствие.
Опрос от glavcom.ua
Автор: Андрей Волянский, врач-иммунолог, заведующий лабораторией иммунореабилитологии Института микробиологии и иммунологии НАМНУ им. Мечникова