В прошлом году украинцы купили приблизительно 140 млн пар обуви почти на $3,5 млрд. При этом многие даже не догадываются, что, покупая обувь по цене итальянской, приобретают ботинки из Китая.
Елена Середа, Контракты
На долю украинских производителей, по их же подсчетам, приходится не более 18% рынка. Доля китайской обуви в общем объеме продаж доходит до 75%, на польскую и турецкую приходится около 5%, продукцию западноевропейских предприятий — примерно 1,5%, доля обувщиков из России и Беларуси — 0,5%.
Пошитая в Поднебесной пара ботинок с наклейкой Italy Design — обычное явление на полках любого обувного магазина Европы. Правда, если в страны ЕС китайская обувь попадает легально, то в Украину 60-80% азиатского импорта поступает по серым схемам или контрабандой. Китайцы легко идут на уступки покупателям крупных партий, указывая в документах стоимость пары в $1-5 при реальной закупочной цене $10-20. Тонкости ценообразования, помноженные на усердие китайских обувщиков, привели к тому, что сегодня Поднебесная экспортирует 2 млрд пар в год — достаточно, чтобы обуть каждого третьего жителя земного шара.
В 2007 году украинскими фабриками было пошито всего лишь около 25,2 млн пар обуви на $630 млн в розничных ценах. По аналогии с американским центром автомобилестроения, Детройтом обувного бизнеса в Украине называют расположенные под Киевом Бровары, где шьют как минимум пятую часть отечественной обуви. Даже в крупных торговых сетях «Интертоп», «Монарх» и «МЕТРО» часть обувного ассортимента изготовлено в Броварах. Много обувных фирм сосредоточено в Харькове, Днепропетровске и Донецке. По разным оценкам, в Украине пошивом обуви занимается от 1500 до 3000 фирм и ЧП. Большинство частников — кустари, работающие на вещевой рынок по месту жительства. Крупных производителей, способных выпускать от 300 до 1000 пар качественной обуви в день, — около полусотни.
Приезжайте к нам в Китай
«В 1990-х почти 80% внутреннего рынка занимала украинская продукция, — вспоминает владелец обувного предприятия ТМ Staff Олег Малыхин. — Но 10 лет назад в продаже появилась дешевая китайская обувь, которая выглядела значительно дороже своей цены».
Жители Поднебесной — единственные, кто сумел поставить экспорт на поток в мировом масштабе. В Украине китайская продукция в 1996-1998 гг. полностью вытеснила отечественную обувь из большинства ценовых сегментов. «Кроме Китая, обувь импортировали из Румынии, Польши, Турции и т. д., — вспоминает Олег Малыхин. — Однако в 1990-х обувь из Европы возили в основном мелкими партиями, а продавалась она преимущественно на рынках — товар был не настолько дешевым, чтобы поставлять его крупным оптом в магазины».
«За последние десять лет большинство производителей известных ТМ закрылись или перенесли пошив в Китай, — рассказывает владелец обувного предприятия ТМ Faber Олег Шевчун. — Однажды к нам на фабрику приезжали итальянские производители швейного оборудования. Я захотел посмотреть, как оно работает в Италии. Но мне ответили, что там уже нет обувных фабрик, сохранились лишь небольшие семейные предприятия. В общем, если хотите посмотреть оборудование, приезжайте к нам в Китай. Милан по-прежнему центр обувной моды, но то, что продается в магазинах, как правило, китайского производства».
В Поднебесной качественная обувь на фабрике редко стоит дороже $10-20. Оптовая цена такой обуви в Украине $20-30, в рознице — до $140. Большинство магазинов устанавливает на обувь известных торговых марок китайского производства наценку от 350%, рентабельность этого направления, даже с учетом дорогой аренды, доходит до 200%. Для сравнения: обувь украинских ТМ аналогичного качества в опте стоит $18-35, наценка на нее не превышает 60%, рентабельность розницы — до 20%.
Цена и качество
Заказывая на фабрике в Китае партию товара, украинские посредники стараются максимально удешевить выбранные модели. Жители Поднебесной охотно идут навстречу: одну и ту же модель босоножек они могут пошить из кожи, синтетических или суррогатных материалов. Внешне обувь ничем отличаться не будет, но обойдется заказчику в 2-3 раза дешевле.
Десять лет назад китайцы выигрывали в основном за счет дешевого сырья. С тех пор практически все крупные фабрики обзавелись оборудованием, позволяющим в несколько раз снизить себестоимость производства. К примеру, практически всю кожу китайские обувщики расслаивают на несколько частей, так из кожи крупного рогатого скота получают 10 слоев. Из верхнего лоскута шьют дорогую обувь. Второй и третий — после нанесения покрытия, имитирующего поверхность натуральной кожи высших сортов, — используют для производства обуви подешевле. Четвертый, пятый и т. д. идут, например, на изготовление уплотнительных автомобильных прокладок. Используют даже обрезки: добавляя клеящие вещества, из них штампуют суррогатную кожу. Даже специалисту иногда тяжело отличить натуральную кожу от искусственной. «К примеру, я встречала кожзаменитель с запахом кожи», — говорит модельер обуви Татьяна Тарасевич.
Главное преимущество китайских фабрик — масштабы производства. Один кустарь-обувщик за день может пошить 3 пары. 30 китайцев за это время делают 300. Производство крупных партий с использованием большого числа работников обходится китайскому работодателю в десятки раз дешевле, чем, например, украинскому. «В Поднебесной самый сложный технологический процесс разбит на множество мелких операций», — объясняет Олег Малыхин.
Китайские обувные фабрики обучают и стажируют специалистов в Италии, Испании, Португалии. В Поднебесную приглашают на работу иностранных дизайнеров, технологов и конструкторов обуви — на многих предприятиях можно встретить выходцев из Италии, России, Украины, Японии. «Людей, способных создать что-то новое, в Китае буквально носят на руках. За хорошую идею они согласны платить большие деньги», — делится собственным опытом Татьяна Тарасевич.
Кстати, такая стратегия иностранных производителей в перспективе может оказаться проигрышной. Повышение кадровых расходов отражается на себестоимости китайской обуви — с каждым годом она повышается. Не желая переплачивать, владельцы известных обувных брендов сегодня предпочитают открывать новые фабрики в Индии, а не в Китае.
Естественный отбор
Десять лет назад, когда Китай только начинал обувную экспансию, украинские обувщики не задумывались ни о снижении себестоимости, ни о расширении модельного ряда. «В начале 1990-х работать было легко, — вспоминает Татьяна Тарасевич. — Дефицит обуви позволял продавать продукцию любого качества в неограниченном количестве. Можно было вообще ограничиться выпуском одной модели».
С ужесточением конкуренции во второй половине 1990-х не сумевшие перестроиться обувщики закрыли производство. Только за последние пять лет количество производителей сократилось на 50%, а средняя доходность пошива обуви снизилась с 100% до 20%.
В начале нынешнего десятилетия эксперты прогнозировали, что обувное производство в Украине и вовсе исчезнет. Но этого не произошло, как ни странно, благодаря китайцам. Обувщикам из Поднебесной рискованно заказывать небольшие партии — до 10 тыс. пар. «Если партия некрупная, выполнения договора можно ждать 3 месяца или вовсе не дождаться. Причем, чтобы вернуть предоплату, которая для небольшой партии составляет 100%, нужно будет ехать в Поднебесную», — рассказывает Татьяна Тарасевич. Под крупные партии китайцы готовы снизить предоплату до 15-30% стоимости заказа. Хотя и в этом случае желательно отправить на фабрику своего человека для контроля качества продукции. «Если есть два заказа — крупный и небольшой, — и китайские, и украинские обувщики вначале будут отшивать крупный», — добавляет маркетинг-директор сети «Интертоп» Олег Теплых. Но для Китая «большая партия» — это сотни тысяч пар, а для Украины — от силы тысяча. Заказать пошив конкретной модели в Китае могут позволить себе только крупные украинские торговые сети. Небольшие магазины предпочитают работать в основном с отечественными производителями. «Наши обувщики не могут быстро выполнить большой заказ, — рассказывает Олег Теплых. — Но партии до 5 тыс. пар лучше заказывать в Украине — легче влиять на производство. Территориальная близость — бесспорное преимущество».
Бизнес в долг
Территориальное преимущество не очень помогает украинским обувщикам, работающим легально. Большинство производителей отдают обувь продавцам под реализацию. В свою очередь фабрики берут в долг кожсырье и фурнитуру. Возврат денег в отечественном обувном бизнесе начинается только после продажи пары в рознице. «У многих обувщиков нет оборотных средств, но есть долги перед поставщиками. Если продавцы вовремя не рассчитались за обувь, производитель становится банкротом», — говорит Олег Малыхин.
До 2005 года украинские обувщики хорошо зарабатывали на поставках в Россию. Большую часть продукции везли или по серым схемам, или контрабандой. В 2005-м с началом кампании по борьбе с контрабандой поставки прекратились. Когда украинская таможня снова дала добро, место отечественной обуви на рынке РФ уже заняли российские производители и поставщики китайской обуви. «Российские таможенники задерживали товар, даже взяв деньги за пропуск контрабанды, — вспоминает украинский «оптовик», три года назад работавший в северном направлении. — Фура с обувью могла «потеряться» в дороге, и хорошо, если при этом водителя просто выбрасывали из машины. Кроме того, подорожало пересечение таможни. Возить обувь в Россию стало невыгодно. Сейчас в Федерацию экспортируется около 20% от тех объемов, которые возили раньше». После уплаты всех налогов и сборов украинская обувь не способна конкурировать на рынке РФ не только с китайской, но и с российской. Впрочем, наш товар востребован в РФ. «Украинская обувь продолжает пользоваться успехом в России, особенно в ее северных регионах, — говорит Татьяна Тарасевич. — Она не haute couture, но зато добротная, пошитая из натуральных материалов и дешевле обуви известных мировых марок с теми же свойствами. В России зимы всегда холодные, поэтому нашу зимнюю обувь покупают хорошо».
Несмотря на вал китайской обуви, многие мелкие обувщики работают с рентабельностью 50-100% — около 70% украинского производства обуви находится в тени. Кроме того, мелкие фирмы успешно осваивают незанятые ниши — производство ортопедической обуви, индивидуальный пошив и т. п. Крупные фабрики пытаются расширить ассортимент, стараясь сыграть на особенностях национального менталитета. «В странах Западной Европы люди выражают свою материальную состоятельность, покупая автомобили и дома. Большинство наших соотечественников демонстрируют достаток посредством внешнего вида, — объясняет Татьяна Тарасевич. — Практически все украинки неплохо осведомлены о тенденциях моды. Соответственно, обувщикам и продавцам есть над чем работать, чаще обновляя ассортимент, усложняя модели и т. д.».
Фото Светланы Скрябиной