Контракти.ua

553  —  20.11.20
В МВФ усомнились в целесообразности выпуска ВВП-варрантов Украины
В МВФ усомнились в целесообразности выпуска ВВП-варрантов Украины

По мнению экспертов МВФ, практически отсутствующий потолок выплат по выпущенным Украиной в ходе реструктуризации внешнего долга в 2015 году ВВП-варрантами потенциально может привести к большим фискальным издержкам, которые намного превышают первоначальное списание долга.

Об этом говорится в исследовании фонда Роль инструментов условного государственного долга (SCDI) в реструктуризации суверенного долга, передает Интерфакс-Украина.

В исследовании говорится, что при сценарии роста ВВП на 5% внутренний коэффициент окупаемости (IRR) для получивших ВВП-варранты кредиторов Украины подскочит до более чем 13%.

Авторы исследования отмечают, что в этом сценарии фискальные расходы превысят 0,55% ВВП в год. В то же время, при сценарии роста экономики на 4% IRR будет относительно скромным — около 3% от начального списания, отмечается в исследовании.

Впервые появившаяся в 1980-х годах разновидность SCDI — VRI (value recovery instruments), предусматривающая выплаты только при позитивных сценариях, используется спорадически: после 1990 года было всего четыре крупных кейса из более чем полусотни суверенных реструктуризаций — Аргентина (2005 и 2010), Греция (2012) и Украина (2015), отмечается в исследовании. В 2020 году две значительные реструктуризации долга — Аргентина и Эквадор — не включали этот инструмент.

Среди особенностей этого инструмента в исследовании указывают сильные колебания их цены в зависимости от меняющихся экономических перспектив, а также низкую ликвидность. Отмечается, что в случае Украины ее ВВП-варранты начали котироваться с 49,6%, опускались до 28,69% и поднимались до 109,43%, а средняя их цена составила 57,1%.

«Во всех этих случаях инвесторы, казалось, недооценивали будущие преимущества ВВП-варрантов, о чем свидетельствует первоначальная низкая рыночная стоимость VRI. Чтобы компенсировать это, государственным органам, возможно, необходимо предлагать лучшие условия, повышая вероятность дорогостоящих выплат по ВВП-варрантам», — отмечается в исследовании.

Также в документе говорится, что неясным остается в какой степени за счет ВВП-варрантов удалось привлечь больше инвесторов для завершения реструктуризации долга, и в то же время добиться справедливого распределения рисков постфактум.

По мнению авторов исследования, поскольку инвесторы обычно сильно обесценивают ВВП-варранты, в среднем они могут быть дороже, чем простое улучшение предложения по реструктуризации за счет сокращения размера списания долга.

«ВВП-варранты Аргентины 2005 года обернулись дороже для эмитента, а ВВП-варранты Украины 2015 года, в конечном итоге, могут привести к значительно бОльшим выплатам, чем первоначальное списание», — говорится в документе.

Также отмечается, что последствием кризиса COVID-19 может стать серия дорогостоящих и неэффективных реструктуризаций суверенного долга. В улучшении результатов этой реструктуризации SCDI могут сыграть важную роль, однако по мнению авторов документа следует учесть опыт перечисленных выше их выпусков.

Кроме того авторы исследования отмечают, что стоит рассмотреть вариант стандартизации выпуска подобных инструментов и возможность выпуска биржевых облигаций с выплатами как в хорошие, так и в плохие времена и привязкой к переменной которая находится вне контроля государства-эмитента. Например, это могут быть цены на сырьевые товары. Отмечается, что это позволит избежать рисков измерения и манипулирования.

Статьи по теме
МВФ оновив прогноз світового зростання: торговельні бар'єри і тарифи гальмують економіку
МВФ оновив прогноз світового зростання: торговельні бар'єри і тарифи гальмують економіку

Світова економіка сповільнюється на тлі нових торговельних бар'єрів і наслідків зміни політики найбільших економік. Економісти попереджають про можливі втрати від нових конфліктів.
15.10 — 268

Обмеження для ФОПів, доступ до рахунків і податок на багатих: що записали в Меморандум із МВФ
Обмеження для ФОПів, доступ до рахунків і податок на багатих: що записали в Меморандум із МВФ

Уже з 2027 року спрощенка може стати недоступною для частини бізнесу. Уряд має намір скоротити можливості її зловживання.
03.07 — 356

Українці платять половину ринкової ціни за світло і газ, - МВФ
Українці платять половину ринкової ціни за світло і газ, - МВФ

Незважаючи на підвищення цін на електроенергію, українські тарифи для населення все ще далекі від ринкових. Однак зростання тарифів не має залишити без захисту вразливі домогосподарства.
03.07 — 337