Проблемами, которые вредят процессу эффективного вооружения ВСУ, являются несовершенные законы в части оборонного и бюджетного планирования, частая смена Генштабом потребностей в оснащении ВСУ и закрытость государственного оборонного заказа.
Об этом во время круглого стола в Укринформе на тему: «Оптимальный путь перевооружения: как создать эффективную систему в государстве», организованного Украинским институтом исследований безопасности, сказал заместитель министра обороны Александр Миронюк.
«В настоящее время ГОЗ является основным документом краткосрочного оборонного планирования по развитию вооружения и военной техники. Изменение названия этого документа на «План оборонных закупок» лишь меняет некоторые подходы к его формированию и выполнению ... Среди проблемных вопросов является несоответствие между собой горизонтов оборонного и бюджетного планирования», - отметил Миронюк.
По его словам, Законом Украины «О национальной безопасности» определены следующие горизонты оборонного планирования: краткосрочные - до 3 лет, среднесрочные - до 5 лет. Вместе с тем бюджетным законодательством предусмотрено краткосрочное планирование - 1 год, среднесрочное - 3 года.
«Указанная коллизия приводит к несогласованности в вопросах планирования бюджетных ресурсов при формировании ГОЗ. Так, планирование ГОЗ разрабатывается в рамках краткосрочного оборонного планирования сроком на 3 года, однако на практике фактическое его планирование осуществляется на один год с учетом расходов, определенных ежегодными законами Украины «О государственном бюджете Украины» на соответствующий год», - сообщил замминистра, добавив, что показатели ГОЗ на второй и третий годы являются лишь ориентировочными.
Это приводит к тому, что взятие бюджетных обязательств, заключение государственных контрактов осуществляется только в рамках бюджетного года на срок до одного года, а не на срок действия государственного оборонного заказа.
Недавно принятый закон «Об оборонных закупках» лишь усугубляет эти противоречия, отметил замминистра, подчеркнув, что министерство не может самостоятельно решить проблему изменения системы бюджетного планирования.
Второй проблемой на пути эффективного перевооружения армии является частая смена со стороны Генерального штаба приоритетов и потребностей в оснащении ВСУ вооружением и военной техникой. «Я согласен с тем, что частая смена со стороны Генерального штаба приоритетов и потребностей в оснащении ВСУ вооружением и военной техникой приводит к несоответствию показателей государственного оборонного заказа», - сказал Миронюк, добавив, что Генштаб постоянно корректирует показатели ГОЗ.
В 2016 году корректировки осуществлялись 7 раз, в 2017 - 9, в 2018 - 5, в 2019 - трижды.
Среди причин, по которым Генштаб прибегает к корректировкам, есть и объективные факторы: неспособность оборонных предприятий выполнить заказ, увеличение стоимости выполнения работ или банкротство производителя.
Относительно закрытости ГОЗ Миронюк отметил, что необходимо убирать этот фактор и вносить изменения в законодательство. Так, планируется перевести закупки обычных вооружений от ГОЗ к сфере публичных закупок. «В министерстве проводится работа по внесению изменений в соответствующие статьи сводки сведений, составляющих государственную тайну», - заверил заместитель министра.
Он обратил внимание на незавершенность работы над урегулированием норм законодательства о закупке товаров, работ и услуг в связи с принятием этого года закона «Об оборонных закупках».
Сейчас идет подготовка и адаптация нормативных актов к этому закону.