Проведение реформы по термомодернизации жилых и общественных зданий приведет к снижению энергопотребления примерно в 2 раза. При этом даже при повышении стоимости тепловой энергии на 50% плата за отопление снизится на 13-17%, а на горячее водоснабжение останется прежней.
Об этом заявил Виктор Пырков, канд. техн. наук, доцент, заместитель генерального директора по научной работе компании «Данфосс ТОВ».
«При росте стоимости энергоносителей на 50% и осуществлении мероприятий, которые в 2 раза сокращают потребление энергии, социально-экономический эффект – 13-17%-ное сокращение платы за отопление», — сказал Виктор Пырков.
Эксперт отметил, что процесс термомодернизации включает в себя несколько этапов и может быть растянут во времени на несколько лет. Однако ощутимый экономический эффект потребители и государство смогут ощутить уже в течение первого года технического перевооружения зданий и инфраструктуры. Так, термомодернизация здания подразумевает утепление наружных стен и крыши, замену теплового пункта, установку терморегуляторов на радиаторах применение автоматической балансировки системы отопления, осуществление поквартирного учета энергопотребления, реализация терморегулирования системы горячего водоснабжения.
«В Украине в первую очередь есть смысл провести малозатратные мероприятия, которые позволят нам прийти к существенной экономии – это модернизация тепловых пунктов и установка терморегуляторов на радиаторах. Например, обустройство индивидуального теплопункта обойдется в 7-15 тыс. евро, однако его окупаемость для многоквартирного дома от 3-4 месяцев до 1-2 отопительный периодов. Напомню, что сегодня мы платим не за реально потребляемую тепловую энергию, а за отопление квадратных метров. Но после модернизации теплового пункта, установки общего счетчика на здание, терморегуляторов на радиаторы и поквартирных теплосчетчиков, жители будут оплачивать только то тепло, которое ими реально было потреблено», — считает эксперт.
Виктор Пырков добавил, что повышение стоимости энергоресурсов неизбежно, поэтому радикальные реформы ЖКХ в снижении энергопотребления являются первостепенной необходимостью. По его словам, отдельно ни государство, ни население за свои деньги решить эту проблему не в состоянии. «Однако можно объединить усилия, как это было сделано в странах ЕС, например в Польше, отчего выиграют все. Потребители получат теплые жилища и снизят расходы на коммунальные услуги даже при повышенных тарифах, а страна станет менее зависимой от стран-поставщиков энергоресурсов. Кроме того, на среднесрочную перспективу отпадет необходимость тратить средства на увеличение генерирующих мощностей», — считает Виктор Пырков.
Говоря об условиях проведения масштабной термомодернизации, эксперт приводит опыт стран ЕС, в частности Польши, которая за десяток лет добилась ощутимых результатов благодаря термомодернизации. Но стартом этого процесса послужило повышение тарифов на энергоресурсы для населения до среднеевропейского уровня. «Только в этом случае население пойдет на мероприятия по снижению энергопотребления», — говорит Виктор Пырков.
Вторым непреложным условием становится объединение жильцов, и создание на их основе юридических ли, управляющих не только теплоинфраструктурой в доме, но и прилегающей территории. «Это выгодно людям, т.к. цена энергоресурсов и кредитов для оптовых потребителей всегда ниже, — говорит эксперт. - Это выгодно государству и фондам, финансирующим проекты. Выгодно банкам, которые кроме кредитной деятельности ежемесячно будут проводить через свои структуры многомиллионные платежи за коммунальные услуги. Сейчас Министерством ЖКХ поставлена задача по объединению жильцов. Для этого корректируется и законодательная база. Предусматривается выделение государственной финансовой поддержки на энергоэффективные мероприятия только объединениям жильцов. И, конечно же, есть большая надежда, что проект Закона «Об энергоэффективности зданий» в самое кратчайшее время будет доработан и положит начало процессу эффективного потребления энергоресурсами».