10 звонков, 15 буклетов и 6 газет! За неделю до выборов в Украине началась активная фаза политической агитации. В программе «Ранок з Україною» на канале «Украина» ведущие Лилия Ребрик и Анатолий Анатолич выяснили, как агитаторы влияют на эмоциональное состояние населения и как предвыборная гонка может превратиться в настоящее преследование избирателей.
Лозунги на каждом шагу. Палатки агитаторов около вашего дома. А в почтовом ящике – тонны политической макулатуры. Выборы все ближе, и политическая реклама становится настойчивее. Уже несколько месяцев вся страна переполнена политической агитацией. И основная ее цель – вызвать у избирателей эмоции.
«Выборы – это всегда борьба эмоций. Избиратели голосуют эмоциями, а не разумом, – отмечает политолог Тарас Семенюк в программе «Ранок з Україною». – Социологи посчитали, что ориентировочно 95% избирателей голосуют эмоциями. Тот, кто в себя больше всего влюбит – тот и побеждает на выборах».
Заставить сопереживать вместе с кандидатом-фаворитом или заставить возненавидеть его политического оппонента. Две наиболее распространенные политтехнологии.
«Это может быть частью технологии. Штаб одного кандидата, когда работает против другого, может специально набивать такую оскомину своего оппонента, – рассказал политолог. – Звонить, навязывать всякие истории, чтобы людям это надоело, соответственно, чтобы они за него не голосовали».
Но вместе с эмоцией, часто отрицательной, агрессивная агитация вызывает стресс у избирателей, говорят психологи. А все из-за ответственности, которая ложится на плечи украинцев перед каждыми выборами.
«Как правило, предвыборный стресс связан со страхом и с желанием, и одновременно невозможностью контролировать все, что происходит в жизни, – объясняет психолог Оксана Сашенко в эфире канала «Украина». – Удастся ли мне проконтролировать выбор свой, друзей, соседей, родных? Удастся ли мне максимально поддержать своего кандидата?»
Но хуже, что этот стресс в дальнейшем может перерасти в депрессию. Но выход есть, говорят психологи. Главное – правильно оценивать то, на что мы можем влиять, а на что – нет.
«Можем повлиять на то, чтобы вовремя выключить радио, телевизор. Сказать «спасибо» людям с листовками, которые пытаются вас агитировать. Не воспринять и отложить в сторону то, что не полезно и не хочется, – рассказывает психолог. – Когда мы четко и сознательно разделяем на «влияю» и «не влияю», тогда нам становится намного спокойнее жить».
Итак, вы не можете повлиять на количество рекламы и агитаторов, но можете от этого абстрагироваться и просто не обращать внимания. А если вы заметили, что вам навязывают мнение или взгляды, не бойтесь сказать «стоп» собеседнику и прекратите общение. А всю информацию о своем кандидате вы легко можете найти в Интернете. Помните, эмоции не должны влиять на ваш выбор. Берегите себя и голосуйте умом.