Это должно было произойти рано или поздно. Огромные пространства интернета не должны были остаться без духовного окучивания. Традиционно сложилось, что католическая церковь оказалась наиболее легка на подъем, пока идеологические конкуренты отмахивались от чертей, которых тут водится ничуть не меньше, чем офлайн.
Еще в 2002 году 81-летний папа Иоанн Павел II заявил, что, если в Сети не будет места «голосу и слову Христову», не будет в нем места и человеку. А поскольку выкурить человека из виртуальной реальности уже не было никакой возможности, церкви ничего не оставалось, как двинуться вслед за ним.
Папа Бенедикn XVI в 2009 году потребовал от молодых католиков использовать цифровые технологии с миссионерскими целями, на Youtube был создан официальный канал католической церкви. В 2011 году Бенедикт официально благословил общение в социальных сетях, а 3 декабря 2012 года вошло в историю как день, когда папа Римский опубликовал первый твит. Аккаунт @pontifex, конечно, не строчит посты с такой частотой, как 45-й американский президент, но 18,7 миллионов подписчиков имеют возможность получать новости от понтифика прямиком на свои гаджеты.
Очередной папа, Франциск, в 2014 году назвал интернет божьим даром и воплощением подлинного добра. В своем понедельничном твите Франциск упомянул Карло Акутиса, паренька, которому, похоже, суждено будет стать святым покровителем интернета. В субботу 10 октября его беатифицировали, отныне он считается блаженным, а там и до канонизации, возведения в ранг святых, рукой подать. Карло становится символом новой, цифровой церкви.
Мальчик из Милана прожил отпущенные ему 15 лет в богатой современной семье, где без особого рвения чтили католические традиции и не шибко блюли ритуалы. Карло же, нормальный шустрый ребенок, объединил свое увлечение информатикой с интересом к церковным вопросам, и создал сначала большой интернет-каталог святых чудес, а затем большую онлайн выставку на эту тему. Осенью 2006 года он вдруг заболел и быстро сгорел от агрессивной формы рака крови. После этого, как бывает, посыпались посмертные свидетельства его чрезвычайной набожности, о том, как он дня не пропускал без молитвы, как сыпал мудрыми изречениями, например: «Причастие – моя автострада, ведущая на небеса». В общем, был обнаружен весь необходимый набор для массового почитания. А уже во время почитания зафиксировали некоторые чудеса, что и привело к запуску процесса беатификации.
К чудесам, например, отнесли то, что мать Карло родила двойню в свои 44 года, ровно четыре года спустя после его смерти. А у бразильского мальчика, который принимал участие в молебне в память Карло, куда-то делись признаки хронической болезни. Это такое дело, главное, что поверили те, кому хотелось поверить. Правда, процедура производства в блаженные непростая, пришлось покойника побеспокоить: тело эксгумировали и после специальной экспертизы поместили в святилище. Ответственный священник сначала написал на своей странице в фейсбуке, что останки Карло Акутиса оказались нетленными, но потом поправил себя: «Тело в хорошей сохранности». Все-таки непросто совмещать цифровую эпоху с практиками, уходящими в глубь столетий.
Теперь католикам есть кому возносить молитвы, чтобы обрести виртуальную благодать: компетентный уполномоченный на небесах скорей разберется в их сути, чем какой-нибудь почтенный святой из докомпьютерной эпохи. Людям прочих конфессий или неверующим, вроде вашего покорного слуги, придется полагаться исключительно на свои силы. Нам не привыкать. А за дальнейшее производство блаженного Карло в святые почему бы и не поднять тост, славный был паренек.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец