Традиционные марши протеста в Беларуси, прошедшие в минувшее воскресенье, оставили впечатление, что этот этап борьбы беларусов за свободу исчерпывается. За рождением протеста и его воодушевленным подъемом начинается тяжелая рутина системного противостояния не менее системным попыткам подавления.
За шесть воскресений, минувших после 9 августа, дня так называемых выборов, и с заметно меньшей интенсивностью в промежутки между ними граждане Беларуси имели возможность ощутить и продемонстрировать неведомую до того субъектность, а с ней – причастность к судьбе своей страны. Даже первые смерти, пытки и издевательства над задержанными не смогли стереть улыбок с лиц людей, которых просто изнутри распирает от чувства достоинства и радости узнавания родственных душ вокруг. Оказаться в числе многих на стороне добра и правды – это, в конце концов, чистое удовольствие.
На стартовом драйве очень хорошо идет протестный креатив, тем более что он ярко подчеркивает интеллектуальную и эстетическую разницу между восставшим народом и насупленной, тупой и жестокой властью, разницу между жизнью и мертвечиной. Люди нравятся себе, нравятся друг другу и им очень нравится нравиться. Правда, новизна ощущений неизбежно проходит.
Пока народ, словно не веря своим глазам, всматривался в себя нового и показывал другим, Лукашенко тоже не терял времени. От первых параноидальных приступов и желания сразу втоптать протест в грязь он перешел к последовательному прессингу. Лука упал в ноги Путину и заручился его поддержкой, теперь, похоже, укоротом взбунтовавшегося народа занялись российские специалисты по борьбе с «оранжевой» угрозой. Буквально за неделю-полторы удалось справиться с едва ли не главной опасностью: забастовками на госпредприятиях. Аресты представителей стачкомов и запугивание рабочих сделали свое дело. Заметно придавили студентов. Членов Координационного совета оппозиции кого арестовали, а кого выдворили из страны. «Хапун» в исполнении людей в черном, оливковом и одетых «по гражданке» совершенствуется в методах от марша к маршу. Из правительственных кварталов Минска и центров других городов протест вытеснили. Охота за бело-красно-белым флагом и другими символами сопротивления похожа на попытку вычерпать море, но соответствующие службы упорно заняты срыванием и смыванием.
Сейчас противостояние режима и его противников приняло формы игры в казаков-разбойников, ужас первых дней вроде бы отступил, «винтят» порой жестко, но пока не зверствуют так, как вначале, чтобы, видимо, лишний раз не озлоблять публику. Казалось бы, в эти догонялки можно играть вечно, но этой вечности ни у кого нет. В первую очередь ее нет у Лукашенко. Вот вроде бы до 9 августа была, и вдруг исчезла. Совсем не факт, что ему удастся остаться у власти, если протесты сойдут на нет, но если не сойдут – не удастся точно.
Кремль заинтересован в слабом руководителе Беларуси, однако не настолько слабом, чтобы страна все время бурлила протестом: это все-таки опасно заразительно для России, где поднадоевшего вождя терпят по привычке, но какой-то непонятный момент могут перестать терпеть. Поэтому идея убрать Луку, пока дело не зашло слишком далеко, а затем постараться пропихнуть в новое руководство кого-то посговорчивей – операция вполне в духе Путина. Наверняка сейчас беларусский диктатор тщательнее обычного проверяет свою еду и питье, будто это спасет, если поступит заказ.
Протестному движению тоже требуется второе дыхание, без подпитки новыми победами оно станет хиреть. Да, ситуацию в Беларуси уже невозможно вернуть в жутковатый покой сельского кладбища, активную нелюбовь к режиму не перемолоть даже в пассивное равнодушие. Обретенное гражданское достоинство из себя не вынуть и не спрятать в надежном месте. Но как больше не терпеть и при этом зря не нарываться, не знает пока никто. А если нарываться, то как, чтобы не зря? А как, чтобы из-под пяты одного мерзавца не попасть под сапог другого, своего или российского?
Белорусы только в начале пути к освобождению, и начали они захватывающе здорово. Пусть они пройдут его по возможности быстрее и с наименьшими жертвами.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец