Виктор Ющенко собирается отказаться от развития парламентской формы правления и существенно расширить президентские полномочия.
Академик Игорь Юхновский, участвовавший в разработке проекта новой Конституции, подтвердил Контрактам, что в случае принятия документа президент Украины получит право назначать премьер-министра (по рекомендации ВР) и министров (с подачи главы правительства). Сейчас, напомним, руководство и состав Кабмина формирует парламент, а президент лишь вносит в Раду представление о назначении премьера не позже, чем через 15 дней после получения соответствующего предложения от парламентской коалиции.
В редакции нового Основного Закона президент может сам, без каких бы то ни было представлений, назначать министров обороны и иностранных дел, а также главу СБУ (кандидатуры которых, согласно действующей Конституции, необходимо вносить в ВР).
Дальше — больше. Если сейчас президент должен назначать руководителей облгосадминистраций по представлению Кабмина (во время второго премьерства Януковича эта конституционная норма спровоцировала конфликт, и Ющенко назначал губернаторов «и. о.»), то в новой редакции уточнили, что кадровые представления Кабмина являются рекомендательными.
Согласно проекту Конституции, президент получает исключительное право отменять правительственные постановления, касающиеся вопросов внешней политики, обороны и безопасности. К таковым в Украине, как показывает опыт работы Совета нацбезопасности и обороны, может быть отнесено все что угодно: от финансирования досрочных выборов до системы госзакупок. Сейчас, напомним, президент имеет право лишь приостанавливать действие правительственных постановлений, одновременно отправляя их на рассмотрение Конституционного Суда.
Мечта любого президента — роспуск парламента по политическим мотивам посредством вынесения этого вопроса на референдум — реализована в проекте новой Конституции. При этом не все его разработчики уверены, сохранило ли руководство Секретариата логичное продолжение столь жесткой нормы, а именно право ВР принять решение о досрочном прекращении полномочий президента конституционным большинством (300 голосов) в случае, если граждане не поддержат инициативу главы государства...
Перечень конституционных новелл, принятие которых намерен лоббировать Секретариат, можно продолжить, однако сказанного достаточно, чтобы оценить бесперспективность их принятия в нынешней ВР. Хотя на это, насколько можно судить, никто не рассчитывает, во всяком случае, пока. На брифингах руководство Секретариата президента регулярно вбрасывает в информационное пространство месседжи о «нации, нуждающейся в лидере-стратеге», а также о «гражданах, способных принять единственно правильное политическое решение в непростой ситуации». Все идет к тому, что Ющенко вынесет проект новой Конституции на референдум. Цель акции: или предложить гражданам самим принять Основной Закон, или же, заручившись общественной поддержкой, утвердить документ на Национальном конституционном совете (созданном 27 декабря 2007-го указом президента) и вынести на рассмотрение Верховной Рады. Первый механизм почти гарантирует Ющенко результат, но сомнителен юридически: относительно роли граждан в конституционном творчестве есть практически взаимоисключающие решения КС — от 27 марта 2000-го и от 5 октября 2005 года. Второй механизм более легитимен, однако может оказаться неэффективным — никто не гарантирует, что парламент примет новый Основной Закон, даже одобренный на референдуме.
По сути, раскручивая конституционные инициативы, в Секретариате президента говорят о мире, готовясь к войне. И это — отнюдь не метафора. Среди законопроектов, внесенных главой государства в ВР под грифом «неотложный», есть «О Национальной гвардии Украины». Фактически документ предполагает создание в стране разветвленной военной структуры, включающей в себя части оперативного назначения, спецназ, моторизированные и авиационные подразделения. Виктор Ющенко хочет лично возглавить нацгвардию, а своих гвардейцев предлагает наделить следующими правами:
— задерживать подозреваемых, составлять протоколы, проводить досмотр, изымать вещи и документы в соответствии с Законом «О милиции»;
— окружать (блокировать) отдельные участки местности, здания и другие объекты;
— беспрепятственно использовать средства связи центральных и местных органов власти, а также предприятий, независимо от формы собственности.
Не факт, конечно, что законопроект о нацгвардии будет принят, скорее наоборот. Но сам по себе он вполне может служить иллюстрацией политических настроений.
Кстати, организационная подготовка к референдуму уже началась. Народный депутат Юрий Ключковский (НУ—НС) зарегистрировал в ВР принципиально новый проект Закона «О всеукраинском референдуме». Два ключевых момента законопроекта: документ четко определяет юридические последствия конституционного референдума («принятое решение не нуждается в последующем подтверждении»), позволяет президенту объявить о предстоящем референдуме и предоставить на публичное обсуждение проект новой Конституции за три месяца до всенародного волеизъявления (тогда как ВР для реализации аналогичной инициативы необходимо 300 голосов).
По
результатам голосования законопроекта Ключковского можно будет более объективно
оценить степень серьезности конституционных инициатив Секретариата. В том числе
и риски, связанные с появлением в канун президентских выборов еще одной
Конституции, прямым следствием которого может стать переизбрание парламента
ввиду сокращения числа депутатов до 350 или — как вариант — трансформации ВР в
двухпалатный орган.