Второй пакет губернаторских назначенцев удивил. Частично. Принцип единоличного отбора кадров на основе президентской приязни очевиден. Но содержит парочку настолько неожиданных, с достаточно одиозной репутацией, персонажей, что поневоле задумываешься: это цинизм, неосмотрительность или кадровый голод?
Досталось всем
Из назначенных восьми региональных начальников (семи губернаторов, одного главы городской государственной администрации) плюс нового представителя президента в Крыму только несколько можно назвать прогнозируемыми. Они прошли по уже знакомой схеме дарования высшей региональной должности начальникам областных штабов Партии регионов. Из штабных начальников в большие начальники прыгнули губернаторы Кировоградщины (Сергей Ларин) и Сумщины (Юрий Чмырь). Новый полтавский губернатор пересел из кресла председателя облсовета. Его можно причислить к тем, чье назначение также было прогнозируемым. Невелик оказался выбор и в Севастополе: Сергей Куницын был заменен на своего оппонента Валерия Саратова.
К числу лиц, имеющих опыт управления регионами, можно отнести кадры из старой кучмовской «гвардии», снова оказавшиеся в креслах губернаторов Ивано-Франковщины (Михаил Вышиванюк) и Волыни (Борис Климчук). Таким образом, можно считать, что экс-президент условно получил своих людей в региональной власти. На самом деле это означает, что на данной территории кадров получше и попровереннее Виктор Янукович не нашел. К тому же, как считается, за Климчука ратовал Владимир Литвин. В итоге спикер наконец-то обрел в регионах хотя бы одного человека, считающегося с интересами главы Верховной Рады. Правда, не совсем ясно, в чем именно на Волыни эти интересы состоят. Старое знакомство с Владимиром Михайловичем объяснением не является — мало ли с кем за свою карьеру был знаком «многохитрый» Литвин. Да и статус «человека Литвина» волынскому губернатору как-то не идет: он все же человек Януковича, и если и будет обеспечивать какие-либо, известные только узкому кругу преференции в области для Литвина, то ровно в той мере, чтобы это не мешало ему проводить линию главы государства.
Рассуждая в таком же духе, видим, что Полтавщина отдана «человеку Тигипко»: Александр Удовиченко возглавлял региональное управление ПриватБанка. Это назначение, помимо управленческих качеств Удовиченко (о которых — ниже), как раз вписывается в схему мыслей Януковича о том, что всем значимым фигурам в его команде должно достаться по кусочку пайки. Тигипко, своих людей формально не имеющий, доселе представлял во власти самого себя. Теперь же у него в активе — целый регион, причем вполне «национальный» по духу.
Зато Сергей Куницын, которого связывают с Дмитрием Фирташем, остался в номенклатуре партии — он стал представителем президента в Крыму, фактически получив синекуру. Хотя должность представителя президента и считается почетной обязанностью без особой власти, тем не менее факт того, что Куницын остался «под монаршим надзором», свидетельствует о его надежной «крыше» на высшем уровне.
Наконец, самую неоднозначную группу назначенцев Януковича составляют «кедровые», названные так потому, что являются членами охотничьего клуба «Кедр», базирующегося не территории межигорского имения президента. В эту группу входят новый глава Тернопольщины Ярослав Сухой и Винничины — Владимир Демишкан. В число неожиданных назначений можно включить и нового губернатора Черкасщины — Сергея Тулуба. Именно с этими персонами связано наибольшее количество скандалов и слухов.
Штабные
Самым предсказуемым было назначение губернатора Кировоградской области. Сергей Ларин являлся в регионе единственной кандидатурой, способной четко воплотить в жизнь президентскую задачу. А таковая, по сути, в любой области состоит в закреплении власти ПР на местах, обеспечении высокого процента партии на выборах и собственно администрировании. В случае, когда управленческий опыт нового губернатора невелик, вместо непосредственного администрирования третья функция сводится к надзору за местными «терками».
Особых успехов в качестве начальника штаба, к слову, Сергей Ларин на Кировоградщине не достиг. Зато, как утверждают тамошние СМИ, обзавелся в регионе бизнесом и стал вводить своих партнеров в местную партийную иерархию. Это вызвало недовольство уже сложившихся в области групп влияния, в первую очередь Игоря Шарова, влиятельного члена Блока Литвина. В результате раскола летом 2009-го из местной городской партячейки ушла большая часть фракции в горсовете во главе с руководителем, включая младшего брата Игоря Шарова — Юрия. Особого нагоняя за потерю «бойцов» Ларин не получил. Выбывших посчитали дезертирами, а Ларин возглавил областной штаб ПР, откуда и пересел в губернаторское кресло.
Сумским губернатором стал Юрий Чмырь. Его кандидатура, в отличие от Ларина, не была столь прогнозируемой, но вполне просчитываемой. Иное дело, что колебался сам Янукович. Он не сразу разглядел в Чмыре единственного надежного кандидата, о чем говорит недолгое пребывание последнего в статусе депутата: он стал нардепом 22 марта, войдя в зал под куполом вместе с большой группой автоматически переместившихся в депутатские кресла после массового призыва регионалов во власть.
Юрий Чмырь стал вторым молодым губернатором в стране: он родился в 1972 году. Моложе его только глава Днепропетровщины Александр Вилкул, 1974 года рождения. Сам Чмырь — «донецкий», точнее, «макеевский» (в отношении новой власти важно учитывать еще и тонкости местного землячества). Управленец новой волны, менеджер эпохи капитализма, Юрий Чмырь по образованию — инженер-механик. В 2003–2005 гг. был главой правления легендарной шосткинской «Свемы», которая, по отзывам местных СМИ, ныне пригодна лишь на металлолом. Как бы там ни было, в 2007 году он стал председателем областной партячейки ПР.
Новый губернатор Сумщины должен быть внимателен и гибок — родина Ющенко зарекомендовала себя как достаточно «оранжевая», несмотря на большую протяженность границы с Россией.
Проверенные бойцы
О старых конях и бороздах вы знаете. Так вот, не должны «испортить борозды» новые-старые губернаторы Ивано-Франковской и Волынской областей. Особенно первой, где губернатором вновь стал профессиональный аграрий Михаил Вышиванюк. Он уже руководил областью с 1997 по 2005 год — рекордно долго для сравнительно короткого губернаторского века в Украине.
У Вышиванюка есть несколько преимуществ. Он местный, причем в отличие от своего тернопольского коллеги Ярослава Сухого — местный по духу, с уважением относящийся к языковой, исторической и культурной среде Прикарпатья. В свое время он сумел выстроить дружественные отношения со всеми представителями региональной политической и бизнес-элиты, грамотно и бесконфликтно провести приватизацию привлекательных объектов Ивано-Франковской области. Содействовал развитию туризма в регионе. Имеет стойкую репутацию верующего человека. Плюс еще при Кучме (с которым был, кстати, персонально дружен) ставил в области монументы Степану Бандере и УПА. Сейчас такое вряд ли повторится, но и давить на местную историко-культурную специфику Вышиванюк вряд ли будет, отдав осуществление этих проектов на откуп районным и городским общинам и сосредоточившись на сельском хозяйстве — в этом деле он понимает лучше всего.
Волынский губернатор Борис Климчук — также проверенный кадр времен Леонида Кучмы. Климчук — гуманитарий по образованию, что не очень типично для крепких хозяйственников из ПР. Преподаватель географии и юрист, он начинал карьеру учителем в интернате. Местным облсоветом Климчук руководил долго — с 1992 по 1998 год, одновременно в 1995-м возглавив областную администрацию. После отставки в 2002-м стал советником Кучмы, в 2004-м назначен послом Украины в Литве, а в 2008-м Ющенко перевел его на должность посла в Азербайджане.
Севастопольская рокировка
Вражда двух «зеркальных отражений» — Валерия Саратова и Сергея Куницына — в Севастополе была вызвана очевидным желанием получить контроль над городом. Идеологическая мишура вокруг этого — лишь прикрытие. Куницын был и есть таким же «сине-белым», как и Саратов, но факт того, что его назначил Ющенко, раздражал общественность, все «русские» организации и лично Виктора Януковича. Потому, думая о том, кого назначить, президент пошел по пути наименьшего сопротивления: в конце концов, Севастополь, несмотря на особый статус, — это город, а не область, и главной здесь должна быть фигура «прораба». Как справится с работой Саратов — станет ясно очень быстро. Коммунальное хозяйство Севастополя находится в достаточно плачевном состоянии. Одно дело — хулить оппонента с бюрократического поста председателя горсовета, и другое — работать над практическими задачами.
О Саратове мог попросить и Николай Азаров: обоих объединяет опыт работы в налоговой (Саратов возглавлял налоговую администрацию Севастополя). Так что вполне вероятно, что Саратов теперь займется как раз организацией регулярного сбора фискальных поступлений в центр, что, собственно, Азарову от регионов и нужно. Зато вот с Ринатом Ахметовым были проблемы: олигарх строит в городе угольный терминал, а Саратов не смог в свое время оградить строительство от нападок не только местных экологических и политических организаций, но и от антиахметовской фронды внутри ячейки ПР в горсовете. Теперь интересно наблюдать, как пойдут дела в отношении терминала и состоится ли формальное примирение Саратова с интересами Ахметова.
Что же касается Сергея Куницына, то его с Дмитрием Фирташем связывают еще с той поры, когда Куницын был мэром Красноперекопска, где Фирташу принадлежит титановый завод. Потому он сохраняет большие шансы остаться в топе «региональной» номенклатуры.
Приватный менеджер
«Кедровые» кадры
Ярослав Сухой и Владимир Демишкан — друзья Януковича по охотничьим забавам — назначены как будто специально для того, чтобы доказать стране большевистский принцип: главное — не репутация, а высокое доверие и верность партии. Оба — фигуры более чем примечательные. Есть «пикантные» моменты и в репутации нового главы Черкасщины Сергея Тулуба.
Новый винницкий губернатор Владимир Демишкан и его родственники в последние годы были в центре нескольких скандалов. Особенно нашумели две истории. Первая связана с сыном Демишкана от первого брака — Сергеем. Она была озвучена в конце 2008 года небезызвестным генералом Москалем. Суть состояла в том, что Сергей Демишкан якобы имеет отношение к похищению генерального директора авиастроительной компании «Крунк» Василия Кривозуба. Владимир Демишкан ни разу не комментировал эту историю. Зато сам частенько упоминался в скандалах вокруг нецелевого использования бюджетных средств на строительство автобана «Киев — Одесса» (еще в те времена, когда он возглавлял Укравтодор), в бытность замминистра транспорта — в расследовании о миллионах, проходивших через якобы связанный с ним благотворительный фонд.
Не менее интересен и новый губернатор Тернопольской области Ярослав Сухой, человек с железобетонным чувством юмора, автор фразы: «женщина-политик — это извращение, такое же, как балет на льду или хоккей на траве». Формально Сухой — гуманитарий, но по сути — комсомольский работник. В комсомоле и компартии прошло почти 13 лет его деятельности, а в 1991-м он успел побывать последним председателем местного обкома КПУ. Ясное дело, что эмоций он на этом посту испытал множество, в том числе отнюдь не позитивных. «Хочу сказать одну вещь: я никому из тернопольчан ничего не забыл, я всех помню, кто надо мной издевался. Но как христианин всем простил», — утверждал Сухой. Так что теперь происходит более чем показательное возвращение в регион человека, обладающего, мягко говоря, невысокой популярностью. В середине 1990-х годов Сухой оказался в Запорожье, где прочно вошел в элиту промышленной области. И Тернопольщину с тех пор поминал только «злым и громким» словом. В связи с этим можно упомянуть его публично выраженное согласие с тезисами Дмитрия Табачника в отношении галичан и их места в Украине.
Назначение Ярослава Сухого именно в Тернополь является либо циничным, либо неосторожным решением Януковича. Сухой — как раз галичанин, но только по рождению, маломальским уважением к традициям и взглядам малой родины он не отличается. Его правление в одном из самых «оранжевых» регионов, где в горсовете сильна фракция ВО «Свобода», похоже, будет скандальным. Возможно, расчет Янукович сделал на то, что в том же горсовете имеется и фракция Партии регионов. Но вот сможет ли ее Сухой «углубить и расширить» — вопрос. Некий процент для ПР в области, он, конечно, нарастит, но этот процент и будет максимумом усилий Сухого.
Стоит отметить, что Демишкан и Сухой являются только двумя из трех учредителей клуба «Кедр», находящегося в Межигорье. Третий — Юрий Бойко. Словом, понятно кто из губернаторов будет близок к «телу» президента, входя в его неформальный круг общения. Да и дружба с Бойко нынче многого стоит.
Черкасская неожиданность
Еще одним среди неоднозначных кадровых решений президента стало направление на Черкасщину многолетнего и неоднократного министра угольной промышленности и ТЭК Сергея Тулуба. То, что Тулуб пошел в губернаторы, а не на проверенную «энергетическую» должность — весьма примечательно. Попасть в Минтопэнерго он шансов не имел — эта сфера Бойко и Фирташа. Что касается Минуглепрома, то, возможно, у Виктора Федоровича изменились приоритеты в отношении закрытия шахт, активно проводившихся в период главенства Тулуба в министерстве. Именно эти закрытия вызывали понятное возмущение на Донбассе, где система моногородов при шахтах делала тысячи людей заложниками нерентабельного производства. Если действия Тулуба и были оправданы с точки зрения экономики, то их социальные последствия явно не продуманы. Интересной была деятельность Тулуба в Энергоатоме, президентом которого он был в 2003–2005 гг. О раскрытии фактов злоупотреблений в этой организации — путем якобы фиктивных незаконных договоров, фиктивных платежей и обналичивания средств — очередной депутатской комиссией было объявлено в октябре 2005 года. Но особых последствий, как водится, это дело не имело.
Текст: Павел Серов, Контракты