Контракти.ua

3747  —  20.07.20
Канадский автобус в степях Украины: кто и зачем хочет пересадить наших школьников на очередные «автобляхи»
Канадский автобус в степях Украины: кто и зачем хочет пересадить наших школьников на очередные «автобляхи»

Народные депутаты от партии «Слуга народа» выступили с инициативой отменить государственный стандарт, регламентирующий требования к школьным автобусам. Это позволит бесконтрольно завозить в Украину списанные школьные автобусы из-за рубежа.

В СМИ попал проект обращения Сергея Колебашина и Сергея Бабака  к  Премьер-министру Украины. Нардепы от «Слуги народа» просят Дениса Шмыгаля «дать поручение самому себе тщательно проверить, отменить и переделать государственный стандарт, регламентирующий технические требования к школьным автобусам». По замыслу депутатов, это позволит закупать на бюджетные средства старые автобусы, отработавшие свое в других странах, например, в Канаде и США. Об этом пишет Дело. 

Оценку инициативы депутатов по поручению Кабмина производили эксперты профильных и отраслевых ассоциаций.

«Отменять действующий стандарт ДСТУ 7013:2009, не разработав новый - недопустимо. Такое подход создаст неопределенный период времени, в течение которого в Украине будет происходить бесконтрольная реализация любых автобусов в целях школьных перевозок. Это ящик Пандоры - быстро найдутся бизнесмены, которые попытаются пересадить украинских школьников на очередные "бляхи" непонятного происхождения. То есть, с одной стороны, мы поставим под угрозу жизни наших детей, а с другой - лишим украинцев последних рабочих мест в автопромышленности», - считает Ефим Хазан, вице-президент ассоциации «Укравтопром».

По мнению экспертов, действующий стандарт  действительно нуждается в пересмотре, поскольку с момента его принятия в 2009-м году прошло 11 лет, и в международные Правила ЕЭК ОНН был внесен ряд изменений. Однако, по словам Е. Хазана, сначала следует «обсудить и утвердить текст нового стандарта ДСТУ 2020, а только потом, отменять существующий ДСТУ 7013:2009»

Сегодня школьные автобусы выпускают шесть украинских автопроизводителей:  корпорация «Богдан» на заводе в Луцке, «Эталон» в Чернигове, УкрАвто в Запорожье, «Черкасский автобус» в Черкассах и «Часовоярские автобусы» в Донецкой области. Поэтому утверждение авторов обращения о «монополии», существующей на рынке, не выглядит убедительным.  О лоббировании интересов отдельных предприятий также не может идти речи, поскольку ДСТУ 7013:2009 только прописывает специфические требования по безопасности для школьных автобусов, единые на всей территории Украины и для всех без исключения производителей - как отечественных, так и зарубежных. Эти специфические требования касаются как конструкции автобуса, так и условий его эксплуатации: высота ступенек и сидений, расстояние между рядами, наличие ремней безопасности, подлокотников и мест для хранения портфелей, места со связью с водителем для сопровождающих лиц, дополнительная световая сигнализация с системой ограничения скорости и т.д.

Закупки автобусов для перевозки школьников происходят только через систему Prozorro из средств местных общин. Цена и объемы закупок - публичная информация, доступная общественности. По мнению производителей, отечественные автобусы лучше адаптированы к украинским дорогам и горючему, обслуживание и комплектующие - более доступны, что важно, учитывая специфику государственных закупок.

«Допуск к тендерам на поставку школьного транспорта б/у техники из других стран может иметь серьезные негативные последствия. Среди них - ухудшение экологии, увеличение числа ДТП с участием школьного транспорта из-за сомнительного состояния такой техники. Кто и где будет ремонтировать подержанную технику из Канады? Кто будет проверять техническое состояние автобусов перед началом эксплуатации в Украине - речь идет о транспорте для детей! Любой автодилер, который планирует реализовывать новую для рынка марку авто, сначала готовит инфраструктуру - создает сеть СТО, учит персонал, обеспечивает склады запасных частей. Допустим, где-то в Полтавской или Херсонской области, в каком-нибудь районном центре, выйдет из строя канадский автобус - каким образом и кто его будет ремонтировать?», - спрашивают в отраслевой ассоциации «Укравтопром».

Участники рынка надеются, что действующий стандарт просто обновят в соответствии с актуальными Правилами ЕЭК ООН. Поскольку его отмена превратит Украину в Кубу или Мексику, где десятилетиями эксплуатируются старые школьные автобусы из США и Канады.

Статьи по теме
МСЕК ліквідують. У Раді пояснили, як працюватиме система до реформи
МСЕК ліквідують. У Раді пояснили, як працюватиме система до реформи

Голова комітету Верховної Ради з питань здоров'я нації, медичної допомоги та медичного страхування Михайло Радуцький розповів, як працюватимуть медико-соціальні експертні комісії (МСЕК) до реформування.
25.10 — 359

У Раді подали понад 2 тисячі правок до проекту бюджету, - нардеп
У Раді подали понад 2 тисячі правок до проекту бюджету, - нардеп

Народні депутати подали понад 2 тисячі правок до проект державного бюджету на 2025 рік. Це більше, ніж було минулого року.
11.10 — 240

Рейтингові агентства в Україні працюватимуть за нормами ЄС: Рада ухвалила закон
Рейтингові агентства в Україні працюватимуть за нормами ЄС: Рада ухвалила закон

Верховна Рада ухвалила закон про рейтингування. Документ встановлює в Україні європейські вимоги до рейтингових агентств та набуває чинності з 2026 року.
19.09 — 276