Контракти.ua

1532  —  16.07.20
Культура не дремлет в карантин: инициативы пианистки Антуанетты Мищенко
Культура не дремлет в карантин: инициативы пианистки Антуанетты Мищенко

Пианистка Антуанетта Мищенко: «Занимаясь со своими учениками, я всегда помню о том, что педагог по специальности не только учит играть на инструменте, но и является воспитателем, который несет ответственность за духовное и психологическое развитие и становление своих воспитанников…»

В это карантинное лето в Киеве мы остро ощутили, как не хватает культурных мероприятий в нашей столице, где обычно все дни весьма насыщены событиями, словно глотка кислорода. И поэтому очень бы хотелось поддержать культурную инициативу талантливой молодой исполнительницы и преподавателя классической музыки, лауреата и дипломанта престижных мировых конкурсов Антуанетты Мищенко. Начиная с 9-го июля раз в неделю на территории кнайп-клуба «Купидон» проходят лекции-концерты, посвященные творчеству выдающихся композиторов прошлого. Лекционную часть читают Антуанетта Мищенко и доцент НМАУ им. П. И. Чайковского Игорь Рябов, а после информативно насыщенной лекции, в которой оживает перед нами портрет композитора, вы можете насладиться виртуозной игрой музыкантов.  Тематическое расписание концертов прилагается. Впрочем, это еще далеко не все! Из нашей беседы вы можете узнать, какие еще образовательные проекты предлагает Антуанетта как для профессионалов, студентов музыкальных вузов, так и для любителей музыки в онлайне. Обо всем этом речь следует ниже:
- Антуанетта, кто вас вдохновлял заниматься на фортепиано с детства?

- Моим проводником в мир музыки была и остается моя бабушка Валова Светлана Игоревна. Природа одарила ее очень красивым голосом. В детстве она пела мне не только колыбельные, но также и песни из детских сказок («Бременские музыканты», 1969 г; «Буратино», 1975 г; «Мама», 1976 г; «Красная Шапочка»,  .) и советских фильмов ( «Дети Капитана Гранта», 1936 г.; «Республика ШКИД», 1966 г.; «Кавказская пленница», 1967 г.; «Человек-амфибия», 1971 г. ). Обладая широким диапазоном, бабуля могла также позволить себе практически идеальное исполнение как русских народных песен («Ой, мороз, мороз», «Вдоль по Питерской», «Из-за острова на стрежень»), так и городских романсов («Ямщик, не гони лошадей» Я. Л. Фельдмана, «Однозвучно гремит колокольчик» А. Гурилева ).

Я потому привожу названия песен, что именно они звучат во мне всегда, кода я думаю о детстве. Как и многие другие… Но именно эти песни повлияли на мое осознанное понимание уже в возрасте трех-четырех лет того, что я — музыкант. Наверное, даже раньше … Примерно в том же возрасте, когда дети осознают, что такое пол, гендер, национальность и подобные вещи. Благодаря моей бабушке музыка для меня стала чем-то неотъемлемым от собственной идентичности. Возможно именно по этой причине я не могу назвать ее своей профессией, а скорее воздухом и единственным способом существования в этом измерении.

- Кто из ваших педагогов дал вам очень много и что из усвоенного вам бы хотелось передать своим ученикам?

- В моей жизни было много различных педагогов. Первой учительницей, конечно, стала моя бабушка. Именно она меня научила нотной грамоте.
Первые произведения мы выучили с моим педагогом в вечерней школе - Миладой. Я ее почти не помню, но в семейном альбоме хранятся фотографии этой прекрасной женщины.
В шесть лет я попала в класс Фроловой Людмилы Сергеевны — заведующей Херсонского музыкального училища. Помню синий учебник для ДМШ, занятия при свете свечей ( ведь в 90-е годы часто отключали электричество ) и ящики с печеньем на шкафах — именно так учителям выплачивали зарплату 20 лет назад.
Первым значительным педагогом в моей жизни, с которым я поддерживаю связь по сей день, стала Тимофеева Фируза Анатольевна — выпускница легендарного Бориса Александровича Архимовича, директор частной школы искусств «Ювента», в которой в свое время также учился всемирно-известный хореограф Сергей Полунин. Именно с ней мы за год подготовили «Детский альбом» П. И. Чайковского, который я исполнила в мае 2000-го года в Музее русского искусства в своем родном городе Херсоне. Именно с этого момента началось мое профессиональное отношение к музыке и искусству.
В 2000 — 2004гг я училась в классе заслуженного работника культуры Марии Михайловны Мерзликиной. Именно этот человек привил мне любовь к классической музыке. Именно ее я считаю своей музыкальной мамой. Занимаясь со своими учениками сегодня, я всегда помню о том, что педагог по специальности не только учит играть на инструменте, но и является воспитателем, который несет ответственность за духовное и психологическое развитие и становление своих воспитанников.
Однако главной путеводной звездой всей моей профессиональной ( и не только ) жизни является заслуженный артист Украины, профессор НМАУ имени П. И. Чайковского Валерий Олегович Козлов. За более чем 15 лет нашего с ним как профессионального, так и дружеского общения, гуру дал мне столь много, что об этом можно было бы написать отдельную книгу.

Однако основные принципы его учения я стараюсь излагать уже сегодня в своем обучающем онлайн проекте @pianist_igraet : «Научу учиться пианиста ...» . Первый поток проходил обучение с 06.07.20 по 12.07.20. Второй поток марафона будет проходить с 10.08.20 по 16.08.20

- Сильно ли отличается украинская система музыкального образования от западной?

- Пожалуй здесь с моей стороны должна прозвучать пауза, так как я не проходила обучение на западе и не могу выступать экспертом в данном вопросе.

- Какие западные фонды могут поддержать в Украине юное дарование и на каких условиях?

- К сожалению (или к радости ), мне не приходилось сотрудничать с западными фондами. Со мной работает украинский фонд VEREMUSICFUND. Им руководит Павел Пиминов.

- Вы молодец, что в сложившихся условиях карантина разработали очень интересный образовательный курс для профессиональных музыкантов и любителей. Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем онлайн-курсе лекций и о том, что ждет любителей музыки в кнайп-клубе «Купидон» в Киеве?

- На самом деле я разработала не один, а даже три образовательных продукта.
@pianist_study — научу учиться пианиста — это онлайн марафон для профессиональных пианистов. В течении недели мы рассматриваем такие вопросы, как работа над техникой, работа над полифонией, работа над средней формой, чтение с листа, построение собственного постоянного репертуара концертного исполнителя-солиста, а также композиция и импровизация.
@pianist_igraet — о классической музыке глазами пианиста простым языком — это мой совместный проект с доцентом НМАУ им. П. И. Чайковского, музыкантом в третьем поколении Игорем Сергеевичем Рябовым. Идея состоит в том, что каждый день мы делимся с аудиторией определенными знаниями о том или ином композиторе. На каждого композитора отводится три дня: первый день — цитаты, второй день — список произведений для фортепиано и музыкальное видео, третий день — лекция, которую проводим мы с Игорем Сергеевичем в форме дружеской беседы. Таким образом в месяц мы проходим целый курс краткой истории музыки, в котором рассматриваем творчество десяти различных композиторов. В июне мы говорили о творчестве таких гениев, как И. С. Бах. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л.ван Бетховен, Р. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Мендельсон и И. Брамс. Сейчас наши слушатели проходят краткий курс истории русской классической музыкальной литературы: начиная с А. А. Алябьева и заканчивая Д. Д. Шостоковичем. Август будет посвящен истории развития украинской классической музыкальной мысли.

@pianist_igraet_offline — это живая версия курса. Посетителей мероприятия в кнайп-клубе «Купидон» ожидают как лекции- обсуждения творчества определенных композиторов, так и небольшие концерты во второй половине каждого мероприятия. Мы пониманием, что не все имеют возможность посещать наши концерты-беседы в Киеве. По этой причине желающие могут подписаться на трансляцию и запись этих событий. Ссылки на данные курсы можно найти на моем аккаунте в Фейсбуке и в Инстаграмм.

- Антуанетта, что нового вы открыли для себя, подготавливая лекционный курс о великих композиторах прошлого?

- Анна, как вы знаете, я — исполнитель, а не музыковед. Этот курс интересен мне тем, что я образовываюсь вместе со своими слушателями: знакомлюсь с афоризмами великих композиторов, погружаюсь в изучение новых для себя произведений и стараюсь посмотреть на классическую музыку глазами не профессионала, но любителя. У нас с Игорем Сергеевичем есть правило: «объяснять так, чтобы было понятно дошкольнику». Это не значит, что наши лекции рассчитаны на детскую аудиторию. В фокусе внимания — учащиеся высших музыкальных заведений, а также любители музыки. Однако все музыкальные термины, понятия и явления мы пытаемся разъяснять максимально доступным языком.

- Кто из исполнителей музыки Шопена для вас является совершенством? Как вы считаете, что особенно важно для исполнителя музыки Шопена: виртуозная техника или стремление вложить душу в сам исполнительский процесс?

- Возможно это прозвучит грубо, однако я не считаю, что кто-либо совершенен. Даже гении порой создают весьма посредственные артефакты. Что касается второй половины вопроса, то здесь выбор не уместен. Как техника без души, так и душа без техники — это изнасилование как произведения, так и ушей публики. Насилие, кажется, - это преступление.

- Какие книги вы любите читать?

- Это весьма провокационный вопрос. Порой я читаю все взахлеб: классику («Приглашение на казнь» В. Набокова), современную художественную литературу («Поколение «П»» В. Пелевина, «Дом, в котором …» Мариам Петросян), книги по психологии («Игры, в которые играют люди» Э. Берна, «Толкование сновидений» З. Фрейда), письма и дневники. А иногда, как сейчас, все мое чтение сводится к постам в Инстаграм, пабликам в Телеграм и статьям в Википедии.

- Вы сами имеете желание писать музыку?

- Я занималась композицией в детстве. Однако я — перфекционист. Не люблю тратить время на то, что не могу сделать максимально качественно. По этой причине музыку предпочитаю не писать, а исполнять. У меня это лучше получается.

- Мне известно, что вы также увлекаетесь моделированием одежды. Расскажите. Пожалуйста. Об этом подробнее.

- Я увлекаюсь изучением мира моды. Творения великих модельеров ( Карл Лагерфельд, Ив Сен Лоран, Александр Маккуин ) - это полотна, но только в движении. Мне бы очень хотелось каким-то образом совместить музыку и высокую моду. По этой причине сейчас я занимаюсь разработкой своего собственного бренда @pianist_wear. Моя цель — это одеть пианиста от головы до пят, от нижнего белья и до предметов верхней одежды. Хочу сделать так, чтобы все предметы гардероба можно было комфортно сочетать между собой. Также каждая вещь в коллекции должна отображать мое отношение к миру классической музыки и профессии концертного исполнителя.

- Можно ли обучать музыкантов дистанционно? Что может быть в этом положительного и наоборот?

- Я считаю, что теорию музыки можно преподавать дистанционно. Во-первых, это экономит время на дорогу и прочие бытовые задачи. Во-вторых, это удобно: обучающийся может задать вопрос в любой момент, а педагог — видеть обратную связь во время своего монолога: вопросы, комментарии и т. д. Также студенты всегда могут пересмотреть лекции, а педагог — ответить на вопросы в личных сообщениях, не занимая время, отведенное на проведение эфира. Однако специальность на должном уровне дистанционно преподавать невозможно. В этом случае я использую онлайн лишь для того, чтобы дать свои рекомендации, или ответить на вопросы, которые возникли у учащегося между занятиями.

- Каким вы видите будущее образовательной системы в Украине? А что хотелось бы в ней изменить? Когда я разговариваю с учителями общеобразовательных школ об уровне развития современных школьников. Порою становится очень грустно и при этом мне сообщают: «Это пока еще не подросло поколение, на котором апробируют программу «Новой украинской школы», имея в виду. Что дальше – только хуже. А как вы думаете – может появиться свет в конце туннеля?

- Не могу ничего сказать по поводу общеобразовательных школ. Что же касается моей сферы деятельности, то в нынешней системе образования мне не хватает индивидуального подхода к каждому ученику или студенту, так как есть определенная программа и учитель должен ей следовать. Однако я вижу также позитивные изменения: молодые педагоги обеспокоены тем, чтобы в первую очередь научить детей получать удовольствие от занятий музыкой. Также в условиях ограниченного финансирования культуры и образования, учителя пытаются с первых шагов объяснять ребенку каким образом использовать свои знания в будущем. Художник не должен голодать, вести недостойное существование. Он должен знать, как оформить свои знания в определенный продукт и как его после продать потенциальным клиентам.

 

Биографическая справка:

Антуанетта Мищенко родилась в 1992 году. Начала играть на фортепиано в возрасте пяти лет. В 2000 году впервые выступила на сцене с сольным концертом, а в возрасте десять лет уже играла с оркестром.

С 2014 до 2017 года пианистка училась в Национальной музыкальной академии имени Петра Ильича Чайковского в класс выдающегося украинского пианиста и педагога, профессора Валерия Олеговича Козлова.

Антуанетта Мищенко является лауреатом ряда престижных международных конкурсов. В частности, VIII международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица (V премия) и 1st Piano Island Festival (III премия).
Антуанетта посещала мастер-классы известных профессоров, таких как Дмитрий Алексеев, Дмитрий Башкиров, Михаил Булычев-Оксер, Сергей Эдельман, Яков Касман, Ольга Керн, Владимир Овчинников, Вадим Руденко, Илья Шепс, Teresa Dussault, Norma Fisher, Claudio Martinez Mehner и Piotr Paleczny.
Она является не только концертным исполнителем, но и волонтером и общественным активистом. Ее имя уже вошло в историю Украины, благодаря символическим художественным акциям и уличным концертам классической музыки во время трагических событий зимы 2013-2014 года в Киеве.
Концертный репертуар Антуанетты составляют произведения разных композиторов и разных эпох, но настоящую подвижническую работу она ведет в сфере популяризации украинской культуры. В ее исполнении музыка украинских композиторов постоянно звучит как в Украине, так и за рубежом.
Получает грантовую поддержку от фонда VERE MUSIC FUND.

Статьи по теме
Коли буде свято Івана Предтечі 2024 року: нова дата, традиції і історія свята
Коли буде свято Івана Предтечі 2024 року: нова дата, традиції і історія свята

Різдво Івана Предтечі в народі більше відоме як свято Івана Купала. Після переходу ПЦУ та УГКЦ на новоюліанський календар дата його святкування змінилася.
вчера, 16:15 — 211

Багато сонця і тепла, подекуди – трохи дощів: прогноз на середу
Багато сонця і тепла, подекуди – трохи дощів: прогноз на середу

У середу, 22 травня, й до кінця тижня денна температура повітря становитиме +22+28 градусів. Подекуди пройдуть дощі. У західних областях очікується сильний вітер.
вчера, 14:17 — 199

Ситуація не дуже хороша: синоптик про дощі в Україні
Ситуація не дуже хороша: синоптик про дощі в Україні

У деяких регіонах країни вже не вистачає вологи.
вчера, 12:36 — 155