Контракти.ua

920  —  13.07.20
И еще раз про Ливан – иное мнение: не привязывайте дефолт к нынешнему кризису
И еще раз про Ливан – иное мнение: не привязывайте дефолт к нынешнему кризису

Илья Куса, эксперт по международной политике: Всё чаще замечаю такое утверждение: посмотрите на кризис в Ливане, дескать, вот, к чему приводит объявление дефолта и отказ сотрудничать с МВФ. Я не стану вдаваться в споры относительно МВФ и Украины. Однако вот этот «ливанский аргумент» – это, безусловно, манипуляция для бедных.

Стоит признать, манипуляция эффективная и рабочая, ибо никто ничего не знает про Ливан, и проверять ничего не будет. У нашего общества, к сожалению, напрочь отключены информационные фильтры в головах.

Так вот. Несколько моментов.

1. Социально-экономический кризис в Ливане вспыхнул не потому, что Ливан объявил в марте дефолт. Умозаключение «дефолт = кризис» неверно в отношении ситуации в Ливане. Дефолт стал побочным эффектом кризиса, вынужденной мерой, а для правительства – меньшим злом (с их точки зрения).

2. Кризис в Ливане корнями уходит в гражданскую войну 1975-1990, и особенно на послевоенные годы, когда элиты выстроили абсолютно неадекватную экономическую модель, и за 30 лет убили в ноль свою промышленность, сделали экономику на 70-80% зависимой от импорта всего на свете, а систематическая коррупция (с которой спокойно все эти годы сосуществовали внешние финансовые доноры и кредиторы) нанесла последний удар.

3. Ливан никогда, ни при каких правительствах, не отказывался от сотрудничества с МВФ. Заявления «Хезболлы», на которые часто ссылаются – это красивые слова для своего электората, и не более.

«Хезболла» – это часть глубинного государства, элит, вмонтированных в политическую систему Ливана, ставших частью этого корабля после войны, вместе с остальными политическими династиями друзов, суннитов, шиитов и христиан.

Ливанское «глубинное государство» все эти годы находилось в симбиозе с международными финансовыми институтами, действовавшими, когда надо, через мощные банковские структуры в стране.

4. Опускаются почему-то политические условия, которые внешние кредиторы ставят Ливану, и по этой причине часть элит в Бейруте не хочет идти на эти уступки, опасаясь революции и скатывания к новой войне.

Условия эти касаются, по большей части, передачи целого ряда секторов экономики (например, рынка электроэнергии) под контроль внешних финансовых доноров, вывод их из-под суверенитета, который Ливан и так потерял за годы неэффективного госуправления и региональных интриг.

Не привязывайте дефолт к нынешнему кризису в Ливане. Он гораздо глубже и сложнее и скорее относится к экзистенциальному кризису не только политической системы в этой стране, но и самого государства в его нынешних границах.

Кому интересно более подробно изучить ситуацию в Ливане, истоки кризиса, то приглашаю прочесть мою недавнюю статью, которую я писал для «Хвыли». Фото: AFP

Автор: Илья Куса

Статьи по теме
Путін сказав, Байден сказав. Що скаже Сі Цзіньпін? Роздуми про війну і Китай
Путін сказав, Байден сказав. Що скаже Сі Цзіньпін? Роздуми про війну і Китай

Валерій Пекар: Чимало людей очікують, що Китай зараз виступить із мирним планом, що поверне хід війни в той або інший бік. Не буде цього. Я вам розповім, що буде.
22.02 — 522

Російські візити до Африки: про що вони, і чому до цього треба ставитись серйозно
Російські візити до Африки: про що вони, і чому до цього треба ставитись серйозно

Артем Филипенко: Візити Лаврова до африканських країн, які представляють як великі успіхи російської дипломатії, можуть викликати посмішку. Проте хотілося б застерегти і від зневажливих коментарів, якими часто-густо рясніє мережевий простір.
25.01 — 389

Появится ли новый «самозванец» в России? Давайте пофантазируем
Появится ли новый «самозванец» в России? Давайте пофантазируем

Владимир Фесенко: Для российской истории характерны повторяющиеся сюжеты. Весьма вероятно, что один из таких сюжетов, известный под названием «Самозванец», вновь станет актуальным в недалеком будущем, а может и раньше. Предпосылкой для этого могут стать путинские двойники. Раньше о них если и говорили, то с нескрываемым скепсисом или большой иронией. Но за последние месяцы эту тему стали обсуждать гораздо более серьезно, иронии стало намного меньше, подозрения и предположения о наличии двойников российского президента растут в геометрической прогрессии. Этих двойников даже начали классифицировать и давать им условные псевдонимы.
23.01 — 439