Поднять танкер Delfi с мели у побережья Одессы и отбуксировать в ближайший порт можно минимум за 68 дней. Поэтому сейчас нет смысла чиновникам и депутатам проводить пиар-акции на городском пляже.
Об этом заявил на сегодняшнем заседании горисполкома мэр Одессы Геннадий Труханов, сообщает корреспондент Укринформа.
"Раз уж мы рассматриваем блок вопросов Департамента экологии и рекреационных зон, хотел бы сказать следующее. Еще с декабря лежит на мели у одесского пляжа танкер Delfi, который штормом прибило с тремя моряками на борту к нашему берегу. Наша спасательно-водолазная служба сняла их с аварийного судна, другие городские службы обеспечивают круглосуточную охрану и безопасность одесситов, а экологи мониторят ситуацию вокруг танкера, из которого начало вытекать топливо. К сожалению, судовладелец только сейчас приступил к ликвидации последствий аварии", - отметил Труханов.
Мэр Одессы акцентировал, что с приближением предвыборного периода некоторые чиновники и депутаты устраивают политические пиар-акции на песке, однако этим "не поставить судно на ровный киль и не убрать из пляжа - снятию танкера с мели предшествует большая работа".
Позиция города заключается в том, подчеркнул Труханов, что аварийное судно надо было давно обследовать с привлечением робота, утвердить и реализовать проект его поднятия с мели. Это должен был сделать собственник, а поскольку он не спешил, то танкер, который неправомерно занимался бункеровкой судов в наших территориальных водах, надлежало "объявить вещественным доказательством по делу, поднять и отбуксировать в док, не дожидаясь, пока это сделает судовладелец".
Есть много вопросов, на которые нет ответов, заметил мэр Одессы, но известно, что для того, чтобы поднять судно на киль и убрать из пляжа необходимо не менее 68 дней.
17 июня на совещании в Одесской ОГА с участием представителей АМПУ и владельца танкера Delfi председатель ОГА Максим Куцый напомнил, что начался туристический сезон, и предложил убрать затонувший танкер с городского пляжа до 25 июня. В случае срыва срока к ликвидационным работам должны приступить специалисты Одесского филиала Администрации морских портов Украины.
Однако по состоянию на 25 июня танкер не поднят с мели, а пресс-служба Администрации морских портов Украины обнародовала заявление, в котором говорится, что в настоящее время "отсутствуют какие-либо законные основания для того, чтобы самостоятельно, от своего имени, убрать судно DELFI. Такое право, согласно ст . 123 Кодекса торгового мореплавания, АМПУ получит только при условии наступления ряда независимых непосредственно от АМПУ условий и обстоятельств".
Отмечается, что АМПУ сможет начать поднятие танкера не ранее 20 июля 2020 года, если владелец судна не обеспечит его подъем в сроки, установленные капитаном порта, Госэкоинспекция предоставит соответствующий документ о том, что танкер DELFI представляет «непосредственную угрозу загрязнению окружающей среды», а владелец судна документально подтвердит готовность и берет на себя обязательства компенсировать ГП «АМПУ» расходы на проведенные работы.
Организационно АМПУ к этому подъему готова еще с 1 апреля 2020 года (первоначально установленного капитаном порта срока). Тендерная документация разработана и согласована, денежные средства в финансовом плане предусмотрены.
Однако по состоянию на 23 июня Администрация морпортов получила официальный, четкий и недвусмысленный отказ судовладельца от привлечения АМПУ, компенсации расходов, а также уверение в полном понимании ответственности и финансовой, организационной и технической готовности судовладельца поднять собственное судно.
Как сообщает пресс-служба АМПУ, она не обязана убирать танкер «DELFI», это должен сделать судовладелец.
"В настоящее время у ГП «АМПУ» отсутствуют какие-либо законные основания для самостоятельной, от своего имени, уборки судна DELFI. Такое право (подчеркнем - право, а не обязанность), согласно ст. 123 Кодекса торгового мореплавания, Администрация морских портов Украины получит только при условии наступления ряда независимых непосредственно от ГП «АМПУ» условий и обстоятельств", - говорится в сообщении.
Следовательно, АМПУ сможет убрать судно, если владелец судна не обеспечит его подъем в сроки, установленные капитаном порта (Госслужбы морского и речного транспорта Украины), Госэкоинспекция предоставит соответствующий документ о том, что танкер DELFI представляет «непосредственную угрозу загрязнения окружающей среды», а владелец судна документально подтвердит готовность и возьмет на себя обязательства компенсировать ГП «АМПУ» расходы на проведенные работы.
"Только в случае наступления (выполнения) этих условий, ГП «АМПУ» получит право выполнять работы по ликвидации последствий аварии танкера DELFI. Если хотя бы одно из приведенных условий не наступит, право (а в этом случае и обязанность) поднять и убрать судно будет сохраняться исключительно за собственником", - подчеркнули в АМПУ.
Как сообщалось, 22 июня Одесская облпрокуратура начала производство по факту загрязнения морской воды возле затонувшего танкера Delfi (ч. 1 ст. 237 Уголовного кодекса Украины), поскольку судовладелец не принял меры относительно ликвидации последствий аварии и было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) нефтепродуктов в воде.
21 июня поступило сообщение спасательной службы о загрязнении морской воды нефтепродуктами в районе затонувшего танкера. АМПУ совместно с судовладельцем приняли меры для локализации загрязнения путем применения сорбента. Досудебное расследование продолжается.
17 июня на совещании в Одесской ОГА при участии представителей АМПУ и владельца танкера Delfi председатель ОГА Максим Куцый напомнил, что начался туристический сезон и предложил убрать затонувший танкер с городского пляжа до 25 июня. В случае срыва срока к ликвидационным работам должны приступить специалисты Одесского филиала Администрации морских портов Украины.
В ночь на 22 ноября 2019 года штормовые волны сорвали с якоря танкер Delfi, находившийся в акватории порта "Южный". Рядом с побережьем Одессы танкер лег на мель. 22 ноября членов экипажа эвакуировали и госпитализировали. Из разрушенного при столкновении с волноломом корпуса танкера зафиксировали утечку нефтепродуктов.