Контракти.ua

15349  —  12.04.10
Почему все поездки украинских политиков в Москву оказываются безрезультатными
Почему все поездки украинских политиков в Москву оказываются безрезультатными

В апреле Виктор Янукович вновь посетил российскую столицу.  И хотя это был частный визит, президент Украины встречался со своим российским коллегой и, по официальной информации, обсудил «некоторые вопросы двустороннего сотрудничества». Ясно, что главный среди этих вопросов — энергетический.

 

Предложения нового украинского руководства относительно изменения соглашений по газу пока не восприняты позитивно в Москве. После провала переговоров делегации украинских энергетиков во главе с Юрием Бойко Виктор Федоро¬вич в спешном порядке направил в российскую столицу Николая Азарова. Но и его визит завершился безрезультатно, так что теперь президенту приходится прощупывать почву самому.
Конечно, можно было бы пока удовлетвориться путинским обещанием вновь вернуться к рассмотрению непростой темы, но ясно одно: сам премьер РФ продолжает считать подписанное с Юлией Тимошенко соглашение взаимовыгодным. Собственно об этом Владимир Владимирович не раз говорил в период пребывания Тимошенко на посту премьер­министра. И было совершенно неясно, почему он должен изменить свое мнение.
Для того чтобы понять, чем руководствуется российский премьер, следует вспомнить, как появился договор, подписанный Путиным и Тимошенко. Главной целью нового соглашения было устранение украинского энергетического посредника — фирмы «РосУкрЭнерго», обычно связываемой с Дмитрием Фирташем. И Тимошенко, и сам Путин — что вообще беспрецедентно, если не считать случая с Михаилом Ходорковским, — отзывались о Фирташе крайне раздраженно. Но тут есть разница. Юлия Владимировна была бескомпромиссным критиком сделки с участием РосУкрЭнерго с первого же дня ее существования. А Путин, можно сказать, благословил эту сделку вместе со своим украинским коллегой Виктором Ющенко. Более того, соглашение, подписанное российской и украинской делегациями под бой кремлевских курантов в гостинице «Украина» (тогда считалось, что отель принадлежит другому бизнесмену, обычно связываемому с РосУкрЭнерго, — Семену Могилевичу), стало главным событием президентства Виктора Ющенко с точки зрения развития российско­украинских отношений. И яркой демонстрацией отношения тогдашнего главы государства к корпоративным схемам и готовности идти навстречу Кремлю в ситуации, когда учитываются интересы узкого круга приближенных. Ющенко отстаивал удобную для себя схему практически до последнего. Отступил только тогда, когда оказалось, что у него просто нет достаточных объемов власти для ее сохранения. И в этом нашел союзника в лице нового российского президента Дмитрия Медведева — еще одного политика, связанного с РосУкрЭнерго хотя бы нитями своего ближайшего окружения: бывший руководитель фирмы Константин Чуйченко — глава Контрольного управления Администрации президента.
И все­таки — почему Путин? Почему он изменил варианту, еще недавно казавшемуся оптимальным? Почему стал союзником Тимошенко и не хочет быть союзником той части окружения Виктора Януковича, которая стремится к возвращению к старым схемам? Это на самом деле и есть вопрос, от ответа на который зависит, как будут развиваться российско­украинские отношения в энергетической сфере. Ведь произошло же что­то, что заставило Владимира Владимировича решительно изменить приоритеты?
Возможно, это «что­то» — раскол в российской элите. Когда Путин договаривался с Ющенко, он был один на вершине российской власти. Не было еще никакого тандема, неясно было, как решится вопрос о преемнике и решится ли вообще — а может, российский парламент послушно изменит Конституцию и популярный президент пойдет на третий срок? Когда Путин договаривался с Тимошенко, тандем уже был. И пускай премьер старается сохранить все рычаги реальной власти в собственных руках: стараться сохранить и таки сохранить — это не одно и то же. Сейчас для Владимира Владимировича важно отсекать те группировки — и в политике, и в бизнесе, — которые реально будут работать на усиление его преемника и поставят под вопрос интересы ближайшего окружения бывшего президента. Особенно в 2012 году.
Похоже, мы стали свидетелями размежевания сил, на которое украинская элита пока отреагировать не в состоянии, потому что его не понимает. Я даже представляю себе, чем руководствовались те, кто рассчитывал, что Путин пойдет навстречу. Если он один раз одобрил схему с РосУкрЭнерго, да еще в диалоге с Ющенко, так почему же сейчас не пойдет навстречу своим украинским друзьям? Но времена изменились. Путин другой. Россия другая. У Газпрома иные интересы. А люди, вернувшиеся к власти в Украине, все те же, что и пять лет назад. Но и они скоро изменятся.

Текст: Виталий Портников

Статьи по теме
Росія атакувала два підземні газові сховища
Росія атакувала два підземні газові сховища

Рано вранці четверга росіяни атакували в Україні два підземні сховища газу.
11.04 — 1126

Під час нічної атаки постраждали обєкти
Під час нічної атаки постраждали обєкти "Нафтогазу"

Під час повітряного удару Росії по енергетичній системи України в ніч на 29 березня постраждали об’єкти "Нафтогазу. Проте обійшлось без серйозних пошкоджень.
29.03 — 425

Про Путіна, мобілізацію та битву за Крим. Головне з інтерв'ю Зеленського для The Economist
Про Путіна, мобілізацію та битву за Крим. Головне з інтерв'ю Зеленського для The Economist

Президент України Володимир Зеленський вважає російського диктатора Володимира Путіна "твариною" і не бачить передумов для мирних переговорів. На його думку, битва за Крим стане центральною у нинішній війні, а альтернативи посиленню мобілізації насправді немає.
03.01 — 533