Дмитрий Сурков, управляющий директор, глава московского офиса Fitch Ratings и Ольга Игнатьева, директор в аналитической группе по финансовым организациям международного рейтингового агентства Fitch Ratings, рассказали в эксклюзивном интервью Личному счету, какие банки находятся в «группе риска» и могут ли оценки агентства служить ориентиром для вкладчиков.
ЛС: Сейчас много споров о возможной второй волне кризиса в украинской банковской системе из-за высокой доли плохих кредитов. Какова вероятность очередного потрясения, и какими могут быть его последствия?
Ольга Игнатьева: Значительная доля обесцененных кредитов является серьезной проблемой банковского сектора Украины; это один из факторов, который сдерживает стабильное функционирование банковской системы в целом, ограничивает ее участие в финансировании экономики. Для решения данной проблемы и восстановления активности, банки нуждаются в значительном дополнительном капитале, который позволит им компенсировать потери по кредитам и создать платформу для возобновления кредитования. По оценке агентства, банкам потребуется, как минимум, в два раза больше средств, по сравнению с объемами, полученными для пополнения капитала в течение 12 месяцев, начиная с 4-го квартала 2008 года. Если решение данной проблемы будет отложено, то финансирование экономики продолжит сокращаться, а для ряда банков дальнейшее существование вскоре станет практически невозможным.
ЛС: Существуют ли в Украине банки, способные пережить очередной кризис, или все финансовые учреждения настолько слабы, что вряд ли переживут еще одну волну?
Ольга Игнатьева: Все банки Украины остаются потенциально уязвимыми к дополнительным стрессам; это результат значительной доли кредитования в иностранной валюте (52% от общей суммы кредитов сектора по состоянию на 01.01.10, при этом уровень таких кредитов значительно выше у банков с иностранным капиталом), сравнительно низкой капитализации по отношению к уровням потенциальных потерь по кредитам, существенных диспропорций в балансах банков, в частности, отсутствие средне- и долгосрочных источников фондирования при доминировании долгосрочного кредитования. Банки с иностранным капиталом могут рассчитывать на получение поддержки от акционеров, и достаточно высокая доля иностранного капитала в банковской системе Украины являлась стабилизирующим фактором в кризисный период; государственные банки и некоторые частные украинские банки (в основном те, которые соответствуют критериям, установленным для капитализации при участии государства) также являются кандидатами для получения поддержки государства и/или регулятора (Национального Банка Украины), однако, учитывая состояние государственных финансов, такая поддержка не всегда может быть оказана своевременно. Гораздо сложнее ситуация в средних и небольших банках. Как показал опыт 2009 года, такие институты составили большинство среди банков, в которых была введена временная администрация и, в конечном итоге, многие из них находятся сейчас в стадии ликвидации.
ЛС: Как банки могут снизить долю плохих кредитов, особенно в автокредитовании и ипотеке, где доля валютных займов очень высока?
Ольга Игнатьева: Управление проблемной задолженностью является приоритетной задачей банков в кризисный период. Однако для украинских банков этот процесс усложняется в связи с достаточно высоким уровнем кредитования в валюте и ограниченным доступом банков к источникам фондирования в национальной валюте, что снижает возможность реструктуризации валютных кредитов с конвертацией их в кредиты в гривне. Таким образом, долговая нагрузка заемщиков, которая значительно возросла из-за резкой девальвации гривны в 4-м квартале 2008 года, остается высокой; и особенно сложная ситуация в сегменте кредитования физических лиц, где доля валютных кредитов составила 73% по состоянию на 01.01.10. Поэтому банкам приходится либо изымать залоги по кредитам и накапливать их на балансе при отсутствии ликвидного рынка, либо пролонгировать проблемные кредиты на значительные сроки с пересмотром графика платежей, также включая снижение процентных ставок или временную приостановку платежей по кредиту. Однако такие меры оказывают дополнительную существенную нагрузку на ликвидность и капитал банков.
ЛС: Когда банкиры смогут выйти по размеру кредитного портфеля на докризисный уровень? Возможно ли это в 2011-2012 годах?
Ольга Игнатьева: В данной ситуации, без решения выше указанных проблем банковского сектора, а также при сохраняющейся неопределенности относительно политической и финансовой стабильности, следует говорить, скорее всего, о возобновлении кредитования, чем о восстановлении докризисных объемов, поэтому строить прогнозы здесь сложно.
ЛС: Нередко ваше агентство обвиняют в излишнем пессимизме, якобы своими оценками вы ухудшаете имидж финансовой системы страны. Действительно, все так плохо?
Дмитрий Сурков: Не исключено, что в общем потоке плохих новостей отрицательные рейтинговые действия воспринимались болезненно. Мы же в своих рейтинговых оценках стараемся быть объективными, ведь наша обязанность – своевременно информировать инвесторов о кредитоспособности заемщиков, выраженной в уровне рейтинга и прогнозе.
ЛС: В прошлом году 8 банков отказались от сотрудничества с агентством. Значит ли это, что их финансовое положение настолько ухудшилось, что боязнь получить низкую оценку вынудило их оказаться от рейтингов?
Дмитрий Сурков: Мы стараемся не комментировать эти ситуации. Но факты таковы, что многие, хотя и не все, из отозванных нами за прошедший период рейтингов украинских банков и компаний были уже на очень низком уровне, порой имели уровень дефолтной категории.
ЛС: Можно ли утверждать, что если банк сотрудничает с вашим агентством, то его стабильности ничто не угрожает? Могут ли вкладчики при выборе банка ориентироваться исключительно на результаты ваших рейтингов?
Дмитрий Сурков: Любой уровень рейтинга предусматривает определенную вероятность, что может наступить дефолт. Для верхних уровней рейтинга такая вероятность ниже, но она всегда присутствует. Мы работаем, чтобы информировать инвесторов об уровне кредитоспособности заемщиков. При этом мы не даем никаких рекомендаций. Все решения инвесторы принимают самостоятельно на свой страх и риск. При этом они опираются на собственные оценки и прогнозы, а наши рейтинги являются лишь одним из множества факторов, которые инвесторы могут учитывать. Кредитный рейтинг – это достаточно сложный инструмент для понимания большинством вкладчиков банков. Но в любом случае свои решения надо принимать, опираясь на разные точки зрения, на разные оценки, среди которых могут быть и рейтинги кредитных рейтинговых агентств.
Информация для размышления:
Основываясь на данных банков, рейтингом которых занимается Fitch, ухудшение качества активов продолжилось во второй половине 2009 г. – проблемные кредиты, включая реструктуризированные и просроченные на 90 дней, достигли в среднем 50% на конец года по сравнению с 34% в І полугодии. Реструктуризированные кредиты росли быстрее, чем просроченные кредиты, с 23% до 35% на конец года.
Текст: журнал Личный счет