В 2008-м вступление Украины в ВТО не отразится на стоимости автомобилей. Но в 2009-2010 гг. цены, скорее всего, вырастут.
Отечественному автопрому невыгодно вступление страны в ВТО, говорят представители автосборочных заводов. Дескать, после снижения пошлин с 25% до 10% и отмены запрета на ввоз машин старше восьми лет цены на импортируемые иномарки в среднем могут снизиться ориентировочно на 5-10%. Соответственно снизится спрос на машины украинской сборки.
«Вступление в ВТО без переходных правил ставит отечественных производителей автомобилей в невыгодную конкурентную позицию по сравнению с европейскими, американскими и дальневосточными автоконцернами, — говорит заместитель председателя правления корпорации «УкрАВТО» Олег Папашев. — Во-первых, стоимость финансовых ресурсов для компаний высока — ставки по кредитам в Украине сейчас составляют от 12% до 18%, в Восточной Европе — от 7% до 10%, а в Центральной и Западной Европе — около 5% годовых. Во-вторых, налоговая нагрузка на украинские предприятия неизмеримо большая. В-третьих, в Украине неразвита инфраструктура производства современных материалов и автомобильных компонентов. Четвертая причина — общеизвестная забюрократизированность и коррумпированность чиновников, особенно, если речь идет о землеотводе. Практически невозможно приобрести необходимый участок земли под строительство новых производственных линий. Это основные факторы, тормозящие развитие отрасли и увеличивающие себестоимость автомобилей внутреннего производства на 16-21%».
Производство автомобилей в Украине
Однако украинские автопроизводители явно преувеличивают. На самом деле поэтапное снижение на 15% пошлин на импортные автомобили, скорее всего, не будет означать автоматического снижения цен на иномарки. Причин несколько. Автомобили из России импортируются по межправительственному соглашению Украины с РФ — с нулевой ввозной пошлиной. Вступление во Всемирную торговую организацию северного соседа — дело ближайшего времени: России осталось договориться только с четырьмя из 152 стран — членов ВТО: ОАЭ, Саудовской Аравией, Грузией и Украиной. Вступая в ВТО, Украина обязалась обеспечивать принципы равенства по доступу на свой рынок всех членов организации. Соответственно, с момента присоединения РФ к ВТО таможенные пошлины на ввоз российских ГАЗов, УАЗов, ВАЗов и машинокомплектов должны будут подняты до уровня 10%. Российские марки занимают около 23% украинского авторынка — их подорожание (по прогнозам экспертов, на 9-12%) спровоцирует общий рост цен в самом массовом сегменте легковых автомобилей — до EUR20 тыс. По разным оценкам, на такие автомобили приходится около 50-60% всех продаж. Вслед за подорожанием российских моделей неизбежно вырастет стоимость ЗАЗ, украинских Daewoo, и Chevrolet, что может спровоцировать пересмотр отпускных цен для Украины всеми мировыми производителями, стремящимися сохранять паритет стоимости машин разных марок на всех локальных рынках. Каждый из мировых автоконцернов тщательно следит, чтобы его автомобили стоили дороже моделей конкурентов классом ниже.
Структура продаж новых автомобилей
Еще один аргумент в пользу роста цен — автоинфляция. Как правило, обновленная версия одной и той же марки стоит на 5-20% дороже предшественника. Так что к моменту введения 10% пошлины, ее влияние на цены внутреннего рынка может оказаться не столь значимым.
Скорее всего, существенно не скажется на украинском автопроме и отмена запрета на ввоз машин старше восьми лет. Особенность отечественного автобума в том, что большинство покупателей приобретают свою первую машину и идут в автосалоны — ученики просто боятся брать б/у авто без гарантии. Наконец, украинские автопроизводители уже подготовились к отмене запрета на ввоз европейского автохлама. Автомагнаты пролоббировали закон, предусматривающий большой налог за первую регистрацию подержанного автомобиля. Уже сейчас ввозить машину старше 5 лет с большим объемом двигателя не имеет смысла. Например, за подержанный внедорожник Toyota Land Cruiser с объемом двигателя 4,7 л теперь без учета таможенных платежей придется заплатить еще 47 тыс. грн транспортного сбора.
Не исключено, что автопроизводители смогут законодательно подготовиться и к снижению импортной пошлины на иномарки.
Действительно пострадать могут заводы, практикующие крупноузловую (SKD) сборку автомобилей. Такое производство и сейчас малорентабельно, а после снижения ввозной полшины на иномарки многие проекты SKD-сборки в Украине и вовсе могут быть свернуты — при 10% пошлине намного выгоднее будет заниматься импортом новых автомобилей, чем крупноузловой сборкой.
Автопром
Возможные последствия:
рост цен на дешевые автомобили
снижение цен на дорогие иномарки
сворачивание некоторых проектов
крупноузловой сборки иномарок.