Контракти.ua

2833  —  18.05.20
Швейцарский сервис Кремля, или Закон – тайга
Швейцарский сервис Кремля, или Закон – тайга

Владимир Путин недавно заявил, что Россия – это отдельная цивилизация, чем вызвал многочисленные едкие комментарии, включая, так сказать, внутрицивилизационные. Между тем, ничего нового в словах бессменного российского руководителя не прозвучало. Россия – доминирующая и все более одинокая величина православной цивилизации, о которой говорил еще Сэмюэл Хантингтон, пророчивший грядущие столкновения носителей разных этнокультурных ценностей.

Издевки, понятно дело, порождены тем простым обстоятельством, что цивилизация и цивилизованность – сильно не связанные вещи, а в российском случае – вызывающе не связанные. За двадцать путинских лет разница стала тем наглядней, что материальную сторону худо-бедно подтянули, и пружины «духовных» отличий стали выпирать самым скандальным образом.

Цивилизационные столкновения не всегда носят характер жесткого противостояния, иногда они напоминают плохой анекдот. Такой анекдотичный случай с дурно пахнущими правовыми последствиями будут рассматривать на парламентских слушаниях в Швейцарии, которые начнутся 20 мая. Результатом может стать беспрецедентный импичмент федеральному прокурору, чрезвычайно внимательному к интересам российских партнеров, вопреки требованиям закона и этики.

История, подробности которой выкопали журналисты «Новой газеты», началась в 2014 году, когда к Федеральной прокуратуре был прикомандирован сотрудник уголовной полиции Винценц Шнелль. Славист и специалист по творчеству Татьяны Толстой, Шнелль считался знатоком российских реалий, и в этом качестве он понадобился федеральному прокурору Михаэлю Лауберу, с которым когда-то работал в «уголовке». Особенностью путинской «цивилизации» является стремление спрятать украденное дома в швейцарских финансовых учреждениях, и общение с Главным управлением международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ – актуальная рабочая необходимость для швейцарцев. Проблема, правда, оказалась в том, что Шнелль, похоже, больше ощущал себя прикомандированным Москвой к Федеральной прокуратуре Швейцарии.

Сотрудничеством с иностранными партнерами в российской Генпрокуратуре занимался Саак Альбертович Карапетян, человек соответствующего радушия и гостеприимства. Контакты с Винценцом Шнеллем, в качестве советника федерального прокурора Швейцарии зачастившим в Россию, проходили в неформальной атмосфере московских ресторанов или элитных охотничьих или рыбацких угодий, принадлежащих непростым друзьям Карапетяна. На Камчатке, например, швейцарцу довелось поучаствовать на охоте с вертолета на медведя, которая, вообще-то, законом запрещена. Правда, потом Шнелль божился, что ему претят такие развлечения, и он на охоте стрелял мимо зверей. Карапетян, к слову сказать, уже в ранге первого заместителя генпрокурора России погиб в 2018 году из-за катастрофы вертолета во время такой охоты. А однажды российские прокуроры подарили дорогому гостю огромный сервиз, который пришлось хранить в швейцарском посольстве, настолько непростой задачей оказалось организовать его вывоз.

Результаты такого тесного неформального сотрудничества России и Швейцарии и заставили заподозрить, что приключения Шнелля на просторах родины Татьяны Толстой непосредственным образом повлияли на принятие решений самим федеральным прокурором. Тот отказался возбуждать дело о незаконном обогащении сына генпрокурора Юрия Чайки. Ушла от преследования за отмывание 70 миллионов бывший министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник. Застопорилось дело в отношении казнокрадов, изобличенных Сергеем Магнитским, позже погибшим в московском СИЗО. Во всех этих случаях часть украденного прошла через банки Швейцарии. Поездки Шнелля в Россию оборачивались тем, что Генпрокуратура РФ получала всю необходимую информацию о том, что происходит по интересующим Москву расследованиям Федеральной прокуратуры Швейцарии, а русские же не делились со швейцарцами ничем, если, конечно, не считать дорогой сервиз советника-слависта. Его уволили, присудив за незаконную охоту в России небольшой штраф, но вопросы к федеральному прокурору Михаэлю Лауберу остались. Впрочем, совсем не факт, что ему придется на них ответить в полной мере.

Швейцария считается своего рода эталоном Запада, его тихой и дорогой заводью, образцом правильной организации жизни, без суеты и амбиций стран-лидеров. Но в столкновении с путинской «цивилизацией», как видим, она запросто дает течь, не выдерживая дешевых соблазнов. У Хантингтона про такое не было.

Украина остается частью православной цивилизации, хотя и заявляет о своем желании влиться в западную. Нам ли, с нашими генпрокурорами, не знать, насколько слова не соответствуют делам. Даже слова «налил и немедленно выпил», традиционно завершающие тексты в этой рубрике, в этом контексте звучат как-то двусмысленно. И все же не будем изменять традиции.

Налил и немедленно выпил – Леонид Швец

Статьи по теме
«Убить нельзя использовать». Башни Кремля и Пригожин
«Убить нельзя использовать». Башни Кремля и Пригожин

Игорь Тышкевич: Я уже не раз писал о том, что активность Евгения Пригожина была попыткой стать частью так называемых «Башен Кремля», либо даже (в перспективе) создать свою. Именно поэтому он атаковал руководство МО РФ, демонстрируя неспособность решения задач силами «армии» и последовательно называл «армией» свою структуру.
24.08.23 — 587

Що спільного між Нігером та білоруськими вертольотами над Польщею?
Що спільного між Нігером та білоруськими вертольотами над Польщею?

Вадим Денисенко: Вже зараз росіяни будуть пробувати робити дві нові точки напруги в світі: одна на польсько-білоруському кордоні, інша в Нігері. Обидва конфлікти мають на меті одну річ: відволікти захід від України, зменшити постачання зброї і спробувати змусити Захід сідати за стіл переговорів.
02.08.23 — 460

Гра в «солом'яного бичка»: яка перемога над Росією потрібна Америці
Гра в «солом'яного бичка»: яка перемога над Росією потрібна Америці

Максим Розумний: Є кілька міфів про наші відносини зі стратегічним союзником (США), які сьогодні домінують у публічному дискурсі. Перший: американці бояться перемоги України над Росією. Другий: ще більше американці бояться того, що Росія «розвалиться». Третій: американці штовхають наше керівництво до того, щоб завершити війну якомога швидше. Насправді, американцям не потрібна перемога України у тому сенсі, як ми її розуміємо (повне звільнення окупованих територій).
10.07.23 — 817