Верховная Рада отклонила законопроект №3105 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования правовых основ деятельности Национальной гвардии Украины".
Об этом сообщает корреспондент Укринформа.
"Законопроект отклонен", - заявил Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков.
Верховной Раде не хватило голосов, чтобы принять законопроект в первом чтении - "за" проголосовали только 179 депутатов при минимально необходимых 226. Также депутатам не хватило голосов, чтобы отправить документ на повторное первое чтение. Кроме того, не удалось вернуть законопроект на доработку субъекту законодательной инициативы.
Целью принятия законопроекта было указано развитие способности НГУ обеспечивать общественную безопасность.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его принятие позволит усилить правоохранительную составляющую деятельности НГУ, повысить ее способности в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, а также позволит обеспечить реализацию госполитики в сфере обеспечения охраны прав и свобод человека, интересов общества и государства, противодействие преступности, поддержание публичной безопасности и порядка.
Законопроектом предусматривалось внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины в части усиления правоохранительных функций НГУ, а именно - относительно составления протоколов об админнарушении, предоставлении права проводить личный осмотр, осмотр вещей и тому подобное.
Закон о Нацгвардии планировалось дополнить несколькими подпунктами, которые позволят бойцам НГУ составлять протоколы об админнарушении на основании и в порядке, определенных законом; требовать от физических лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий НГУ; в случаях и в порядке, предусмотренных законами Украины, передавать материалы об админнарушении на рассмотрение уполномоченных органов исполнительной власти или судов; формировать и пользоваться реестрами и базами данных МВД Украины в порядке и на основаниях, определенных МВД.
К основным функциям Нацгвардии, согласно законопроекту, также будут отнесены: задержание, доставка и/или передача в порядке, на основаниях и в сроки, определенные Конституцией Украины, КоАП, а также другими законами Украины, органам Нацполиции, правоохранительным органам лиц, которые совершили или подозреваются в совершении админнарушения, а также тех лиц, которые нарушили установленный пропускной режим или совершили нападение на военных НГУ, а также на охраняемые объекты; также - применение техприборов и техсредств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, средства фото- и киносъемки, видеозаписи, в порядке, определенном нормативными правовыми актами МВД Украины.
В тексте законопроекта уточняется, что во время выполнения задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности военным НГУ должен выдаваться спецжетон, образец которого утверждается Министерством внутренних дел.
Среди прочего, предлагалось дополнить статью 265 КоАП новой частью следующего содержания: "При совершении нарушений, предусмотренных статьями 173-3, 174, 191, 195-3 должностное лицо НГУ имеет право изъять георгиевскую (гвардейскую) ленту или ее изображение, наградное, огнестрельное охотничье, пневматическое оружие калибра более 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду и холодное оружие, устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, боеприпасы и спецсредства самообороны, карты, рулетку, "наперсток" и другие предметы, которые используются в азартных играх и гадании. Должностное лицо НГУ имеет право произвести личный осмотр и осмотр вещей нарушителя в порядке, определенном статьей 264 КУоАП".
В то же время в заключении Главного научно-экспертного управления Аппарата ВР был высказан ряд замечаний к законопроекту. В частности отмечается, что право осуществлять превентивные и полицейские меры принуждения, предусмотренные Законом Украины о Нацполиции, военным НГУ предоставляется исключительно в случае привлечения к выполнению задач по охране общественного порядка.
Главное научно-экспертное управление предлагает ограничить права НГУ на составление админпротоколов теми случаями, когда военные НГУ непосредственно привлечены к выполнению задач по охране общественного порядка "во избежание возможности злоупотреблений властными полномочиями со стороны должностных лиц НГУ и чрезмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина представителями воинских формирований".
Управление ВР предлагает уточнить в документе, чтобы указанные в нем фото- и киносъемка, видеозапись соответствующими техприборами должны проводиться нацгвардейцами открыто, иначе "это может расцениваться как наблюдение за лицом, вещью или местом, что является видом негласных следственных (розыскных) действий и должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 269 УПК Украины только уполномоченными органами, к которым НГУ не относится".
Главное научно-экспертное управление ВР также предлагало дополнить обязанности бойцов НГУ, чтобы нацгвардеец, обращаясь к лицу, или в случае обращения лица к военному НГУ он был обязан назвать свою фамилию, должность, воинское звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение и жетон, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информации, не выпуская его из рук.