Политическая сатира — единственная ниша, где украинские юмористы не конкурируют с российскими. Ее пик в Украине пришелся на выборы 2004 года, когда партии готовы были тратить на политический юмор по $100-200 тыс.
Дмитрий ЧЕКАЛКИН,
генеральный директор студии DIVA Production
— В 2004 году мы сделали два сатирических сериала: «Веселі яйця» и «Операция «Проффесор», идея которых родилась в кабинете Юлии Тимошенко. Тогда меня поражало неверие в собственные силы и ужасная апатия, царившая в обществе, хотелось что-то изменить, разрядить юмором избирательный процесс. И у нас получилось. Эти проекты не принесли нам большой прибыли, но после успеха сериалов практически все партии поняли, что политический юмор можно использовать для пиара. И в студию посыпались заказы от желающих высмеять своих политических оппонентов. Одна из партий, например, предложила нам сделать проект «Серпом по яйцам». Деньги предлагали хорошие, но мы отказались. В итоге этот проект реализовала Студия Квартал-95. Несмотря на то, что выборы прошли, таких заказов все еще много — политические силы не жалеют на это средств. На телевидении практически нет незаангажированного политического юмора. Если в эфире шутят над политиками, значит, кто-то за это заплатил. Сomedy Club UA, наверное, единственная передача, в которой над всеми политиками издеваются в равной степени.
Сейчас политическая сатира — одна из немногих ниш, в которой украинские комедийные проекты могут переиграть российских конкурентов. Шутить на политическую тему в России сегодня невозможно, а качественно высмеивать житейские темы мы еще не научились.
В СНГ
первой сатирической передачей, высмеивающей политиков, считается сериал «Куклы»
Виктора Шендеровича. В эфире она появилась в 1994 году и стала одной из самых
популярных программ на НТВ. В Украине жанр политической сатиры начал активно
развиваться в 1999 году, когда на телеканале «1+1» появилась передача «Великi
перегони». И когда в 2001 году из российского эфира пропали практически все
шутки о политиках, в Украине это направление, наоборот, процветало. Пик
пришелся на выборы 2004 года, когда партии готовы были тратить на политический
юмор по $100-200 тыс.