Контракти.ua

19729  —  18.02.08
Фас и анфас. Реагируя на команду «НАТО», оппозиция блокирует парламент в интересах коалиции
Фас и анфас. Реагируя на команду «НАТО», оппозиция блокирует парламент в интересах коалиции

На открытии 2-й сессии Верховной Рады 6-го созыва было все: в буфете — хлеб, в зале заседаний — зрелища. Гвоздем программы должно было стать ежегодное президентское обращение к народным депутатам, но Виктор Ющенко отбыл в Швейцарию.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Контракты

Отбыл он на церемонию подписания протокола о принятии Украины в ВТО. Повестку дня (ее, заметим, ВР не утвердила до сих пор) разнообразил спикер Арсений Яценюк, предложивший депутатам на протяжении одного дня не только уточнить время проведения референдума относительно интеграции Украины в НАТО и лишиться неприкосновенности, но еще и откорректировать Закон о госзакупках (отменив все изменения, внесенные в документ с января 2005 года). Последствия этой, вроде бы благой, инициативы спикера были вполне прогнозируемы: не только вице-президент Тендерной палаты Украины Александр Ткаченко и сотоварищи из КПУ, но и многие члены коалиции оказались не готовы к работе в таком режиме. Зачитав перечень депутатов, не зарегистрировавшихся для голосования, спикер оштрафовал отсутствующих в зале Ахметова, Колесникова, Жванию, Буряка, Богатыреву и еще 63 прогульщика, чем изрядно повеселил коллег. А вот член БЮТ, вхожий к премьеру Юлии Тимошенко, отнесся к происходящему серьезно: «Парламентский кризис инспирирован с целью прикрыть переговоры руководства Секретариата президента и спонсоров Партии регионов, критически оценивающих шансы Януковича на предстоящих выборах главы государства». В подтверждение своих слов народный депутат продемонстрировал копию президентского указа № 61/2008 (от 29 января), которым в Нацсовет по вопросам благотворительности «Согрей любовью ребенка» (председатель — Виталина Викторовна Ющенко) был введен Ринат Ахметов. Впрочем, «согревать любовью ребенка» предложено не только Ахметову, но и Фирташу, Пинчуку, Боголюбову, Таруте, Ярославскому, Клюеву, Новинскому, Фельдману, Бойко, Буряку, Васадзе, Жеваго, Мхиторяну, Парцхаладзе, Порошенко, Шифрину, Янковскому и другим бизнесменам.

Так или иначе, а парламент загружен экономически проблемными и политически непроходными проектами нормативных актов, на принятии которых настаивает президент, а ему оппонируют регионалы, не мешая спикеру выносить на голосование какие бы то ни было вопросы. Единственное требование оппозиции: карточки депутатов БЮТ и НУ—НС не должны срабатывать в отсутствие их владельцев в сессионном зале. Таким образом, перевыборы в ВР вряд ли являются самоцелью регионалов, а кулуарные версии о том, что кто-то рассчитывает на то, что полномочия парламента будут прекращены, если на протяжении 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не начнутся, не выдерживают никакой критики. Во-первых, статья 90 Конституции дает президенту право (не обязывает!) распустить ВР. Во-вторых, следуя этой же статье, полномочия парламента, избранного на внеочередных выборах, не могут быть приостановлены в течение года. В-третьих, если бы оппозиция была действительно настроена на превращение ВР в неполномочный орган власти, то для этого регионалам достаточно было бы сложить полномочия (прецедент имплементации статьи 82 Конституции создан в 2007 году). Наконец, в-четвертых — и это, пожалуй, самое главное — и президент, и лидеры Партии регионов не могут не понимать, что возврат денег вкладчикам Сбербанка СССР усилил электоральные позиции Юлии Тимошенко, а значит — перевыборы принципиально ничего не изменят.

Парадокс ситуации, сложившейся в ВР, заключается в том, что ни президент, ни премьер всерьез не заинтересованы в работоспособном парламенте. Дело в том, что количество противоречий между Ющенко и Тимошенко на единицу законодательных инициатив уже зашкаливает, соответственно, нормальная работа ВР вынесла бы сор из кулуарной избы. Одних только проектов о внесении изменений к Закону о госзакупках зарегистрировано более десятка, условно их можно разделить на две категории: лоббистов интересов ТПУ (Яценко, Лукашук, Осыка и иже с ними — члены БЮТ) и оппонентов палаты (Арьев, Яценюк и другие — члены НУ—НС). Не найден компромисс между главой государства и премьер-министром в вопросе продажи блокирующих пакетов акций пяти облэнерго (подробнее о конфликте интересов бизнесменов Константина Григоришина и Игоря Коломойского — в статье «Контрольный конкурс», Контракты, № 4 от 28.01.2008 г.). Завис вопрос о замене главы Ощадбанка Анатолия Гулея на лояльного к Ющенко Александра Морозова.

Безусловно, временная неработоспособность ВР не дает Тимошенко решить ряд кадровых вопросов, в частности — официально уволить Валентину Семенюк с поста председателя Фонда госимущества и назначить вместо нее своего человека — Андрея Портнова. Однако вряд ли Юлия Владимировна (которой по большому счету все равно, откуда баллотироваться в президенты — с улицы или из кресла премьера) сильно обеспокоена тем, что ее программа «Украинский прорыв» не принята парламентом. Этот факт всегда можно интерпретировать в своих интересах, определив крайних — Секретариат президента и оппозиция мешают работе правительства. Тимошенко, пообещавшую возвратить вкладчикам Сбербанка СССР все их сбережения в течение двух лет и полагающую, что эта акция не подстегнет инфляцию, устраивает и Закон о госбюджете-2008, откорректировать который потребовал президент.

У Виктора Ющенко своя игра, у него — в отличие от оппозиции (ввязавшейся в ненужную ей блокаду трибуны, отреагировав на команду «НАТО») и Тимошенко — есть стратегия. Сейчас в Секретариате президента готовят текст новой Конституции, существенно расширяющей полномочия главы государства. По одной из версий, документ будут утверждать не в ВР (хотя об этом вроде бы и договариваются Виктор Балога и Борис Колесников), а на всенародном референдуме (законопроект, регламентирующий соответствующую процедуру, зарегистрирован). Пока паралич ВР не просто создает предпосылки для ручного управления экономикой, но и институционально дискредитирует парламент. Вероятно, и этим рассчитывает воспользоваться руководство президентского Секретариата, всерьез считающее, что трансформация Верховной Рады в двухпалатный орган (на основании новой Конституции, утвержденной на референдуме) и переизбрание ВР в 2009-м (синхронно с президентскими выборами) является выходом из вялотекущего политического кризиса, а не ударом по украинской государственности, сокрушающим фундаментальный принцип — беспрерывности власти.

Статьи по теме
"Зброя перемоги": уряд затвердив перелік пріоритетних зразків ракет, дронів та роботів

Кабінет міністрів України 20 грудня ухвалив постанову "Деякі питання здійснення оборонних закупівель на період дії правового режиму воєнного стану". Ця постанова фактично визначає новий термін "Зброя перемоги".
вчера, 15:51 — 244

Соціологи з'ясували, як українці ставляться до відновлення ядерної зброї
Соціологи з'ясували, як українці ставляться до відновлення ядерної зброї

Українці в цілому підтримують відновлення ядерної зброї, від якої Україна відмовилася 30 років тому за Будапештським меморандумом. Але є побоювання втрати підтримки Заходу.
вчера, 14:27 — 272

Українці визначили найкращий спосіб унеможливити повторну військову агресію Росії
Українці визначили найкращий спосіб унеможливити повторну військову агресію Росії

Більшість українців (60%) вважають, що унеможливити повторну військову агресію з боку Росії здатен вступ України до НАТО. Варіант відновлення ядерного статусу обрали 39%.
вчера, 10:16 — 228