На открытии 2-й сессии Верховной Рады 6-го созыва было все: в буфете — хлеб, в зале заседаний — зрелища. Гвоздем программы должно было стать ежегодное президентское обращение к народным депутатам, но Виктор Ющенко отбыл в Швейцарию.
Так или иначе, а парламент загружен экономически проблемными и политически непроходными проектами нормативных актов, на принятии которых настаивает президент, а ему оппонируют регионалы, не мешая спикеру выносить на голосование какие бы то ни было вопросы. Единственное требование оппозиции: карточки депутатов БЮТ и НУ—НС не должны срабатывать в отсутствие их владельцев в сессионном зале. Таким образом, перевыборы в ВР вряд ли являются самоцелью регионалов, а кулуарные версии о том, что кто-то рассчитывает на то, что полномочия парламента будут прекращены, если на протяжении 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не начнутся, не выдерживают никакой критики. Во-первых, статья 90 Конституции дает президенту право (не обязывает!) распустить ВР. Во-вторых, следуя этой же статье, полномочия парламента, избранного на внеочередных выборах, не могут быть приостановлены в течение года. В-третьих, если бы оппозиция была действительно настроена на превращение ВР в неполномочный орган власти, то для этого регионалам достаточно было бы сложить полномочия (прецедент имплементации статьи 82 Конституции создан в 2007 году). Наконец, в-четвертых — и это, пожалуй, самое главное — и президент, и лидеры Партии регионов не могут не понимать, что возврат денег вкладчикам Сбербанка СССР усилил электоральные позиции Юлии Тимошенко, а значит — перевыборы принципиально ничего не изменят.
Парадокс ситуации, сложившейся в ВР, заключается в том, что ни президент, ни премьер всерьез не заинтересованы в работоспособном парламенте. Дело в том, что количество противоречий между Ющенко и Тимошенко на единицу законодательных инициатив уже зашкаливает, соответственно, нормальная работа ВР вынесла бы сор из кулуарной избы. Одних только проектов о внесении изменений к Закону о госзакупках зарегистрировано более десятка, условно их можно разделить на две категории: лоббистов интересов ТПУ (Яценко, Лукашук, Осыка и иже с ними — члены БЮТ) и оппонентов палаты (Арьев, Яценюк и другие — члены НУ—НС). Не найден компромисс между главой государства и премьер-министром в вопросе продажи блокирующих пакетов акций пяти облэнерго (подробнее о конфликте интересов бизнесменов Константина Григоришина и Игоря Коломойского — в статье «Контрольный конкурс», Контракты, № 4 от 28.01.2008 г.). Завис вопрос о замене главы Ощадбанка Анатолия Гулея на лояльного к Ющенко Александра Морозова.
Безусловно, временная неработоспособность ВР не дает Тимошенко решить ряд кадровых вопросов, в частности — официально уволить Валентину Семенюк с поста председателя Фонда госимущества и назначить вместо нее своего человека — Андрея Портнова. Однако вряд ли Юлия Владимировна (которой по большому счету все равно, откуда баллотироваться в президенты — с улицы или из кресла премьера) сильно обеспокоена тем, что ее программа «Украинский прорыв» не принята парламентом. Этот факт всегда можно интерпретировать в своих интересах, определив крайних — Секретариат президента и оппозиция мешают работе правительства. Тимошенко, пообещавшую возвратить вкладчикам Сбербанка СССР все их сбережения в течение двух лет и полагающую, что эта акция не подстегнет инфляцию, устраивает и Закон о госбюджете-2008, откорректировать который потребовал президент.
У Виктора Ющенко своя игра, у него — в отличие от оппозиции (ввязавшейся в ненужную ей блокаду трибуны, отреагировав на команду «НАТО») и Тимошенко — есть стратегия. Сейчас в Секретариате президента готовят текст новой Конституции, существенно расширяющей полномочия главы государства. По одной из версий, документ будут утверждать не в ВР (хотя об этом вроде бы и договариваются Виктор Балога и Борис Колесников), а на всенародном референдуме (законопроект, регламентирующий соответствующую процедуру, зарегистрирован). Пока паралич ВР не просто создает предпосылки для ручного управления экономикой, но и институционально дискредитирует парламент. Вероятно, и этим рассчитывает воспользоваться руководство президентского Секретариата, всерьез считающее, что трансформация Верховной Рады в двухпалатный орган (на основании новой Конституции, утвержденной на референдуме) и переизбрание ВР в 2009-м (синхронно с президентскими выборами) является выходом из вялотекущего политического кризиса, а не ударом по украинской государственности, сокрушающим фундаментальный принцип — беспрерывности власти.