Контракти.ua

14831  —  22.03.10
Как правительство распоряжается нашими деньгами
 Как правительство распоряжается нашими деньгами

Кабинет министров — это только незначительная часть того, чего мы не знаем о правительстве. Кабмин — это даже не верхушка айсберга, а скорее перископ подводной лодки. Главное — бесчисленная армия чиновников — скрыто от глаз. Как там все внутри устроено — знает очень немного людей. Как все устроено на самом деле — еще меньше.



Я — правительство
А давайте вы будете платить мне деньги, а я буду оказывать вам услуги. Покупать вам продукты, лечить вас, учить ваших детей. Только одно условие: я сам буду решать, на какие цели, сколько и как именно я потрачу ваши деньги. Сам решу, какие продукты купить и чем лечить. Это ведь, опять-таки, для вашего же удобства. Ведь существуют объективные потребности в еде, пище, жилье. Вот их я и буду удовлетворять.
А также начну заботиться о вашей безопасности, здоровье и обо всем прочем, о чем мне придет в голову позаботиться, например, о вашей морали. Понятно, что работать я смогу, только распределяя тонким слоем ваши деньги по вашим бескрайним объективным потребностям. Поэтому в отпуск вы поедете не на Канары и даже не в Турцию, а в дом отдыха в Крыжополе. Когда у вас что­то заболит, мы предоставим вам не то, что нужно, а то, что сможем. Я даже сделаю ремонт у вас в квартире. Как вам эта зеленая масляная краска на стенах? Осталась от армейских запасов времен СССР. Не нравится? Поймите, ваших денег не хватает на все ваши потребности.
Наполнять наш, в смысле мой бюджет будет очень непросто. Вы ведь несознательны. Вы будете скрывать от меня мои, в смысле ваши деньги, тайно копить на Турцию и по ночам соскабливать со стен зеленую краску. Но при этом вы будете согласно кивать головой, когда я буду рассказывать по телевизору о трудностях наполнения нашего бюджета и о том, как нелегко для вашего блага отнять у вас вашу копеечку. Скоро у меня появятся конкуренты. Они по тому же голубому экрану будут рассказывать, какой я негодяй и как слабо справляюсь с отбором ваших денег. Они скажут, что если заменить меня на них, они будут отбирать деньги лучше, больше и дольше. Они даже пообещают вам по пятницам бесплатный кофе. Вы радостно согласитесь, мы устроим выборы, и они победят. Разумеется, у них ничего не выйдет, поэтому следующие выборы останутся за мной. Глядишь, со временем подтянутся другие желающие поучаствовать в процессе, у нас с вами будет драматичная, насыщенная событиями и переживаниями жизнь.
И вас в первую очередь будет волновать, украл ли я, и если украл, то сколько. Да разве в этом суть? Украл, не украл… А как вам все­таки зеленая масляная краска? Затем вы решите, что я не только навязываю вредные монопольные услуги, но еще и устанавливаю полезные нормы и правила. Но и это тоже неправда. За большинством норм и правил вы на¬йдете все те же «услуги» либо в прямом виде, либо в виде «общего блага» в лице бюджета. Примером правил, которые действительно необходимы, могут быть правила дорожного движения. Им по барабану, куда едут водители и что у них на уме. Подавляющее большинство наших норм и правил не такие. Зеленым «Жигулям» разрешается ехать на красный свет. Рыжие водители должны всегда поворачивать налево. Владельцы красных Porsche пересекают перекрестки последними, потому что они буржуи и им и так хорошо. Наши «правила» регулируют не отношения между нами, а нас самих. Для нашего блага и за наши деньги.

Зачем мне правительство

Кабинет министров — это только незначительная часть того, чего мы не знаем о правительстве. Кабмин — это даже не верхушка айсберга, а скорее перископ подводной лодки. Главное — бесчисленная армия чиновников — скрыто от глаз. Как там все внутри устроено — знает очень немного людей. Как все устроено на самом деле — еще меньше. При этом мы должны понимать, что правительство — это, собственно, и есть 90% государства. Что бы там ни придумал президент и что бы ни напринимали депутаты — все это останется замыслами, пока не будет выполнено правительством.
Кто ставит задачи правительству? Само правительство. Теоретически считается, что оно получает задачи на выборах. Избиратель голосует за те задачи (программу), которые кажутся ему наиболее близкими. Не будем углубляться в подробности, их тут масса, давайте подумаем хотя бы вот над чем. На парламентских выборах мы фактически голосуем за правительство. Потом мы голосуем за него же на президентских выборах (формально это не так, но де-факто — так). Вопрос: когда именно мы ставим ему задачи? Следующий вопрос: кто ставит задачи правительству, если оно заводится между выборами? Даже эти простые, лежащие на поверхности обстоятельства приводят к тому, что наше с вами влияние на то, чем будет заниматься Кабмин, практически сводится к нулю. Результат неразберихи — безответственность. Виктор Янукович, например, обещал налоговые каникулы для малого бизнеса. Интересно, в курсе ли Азаров и что он на самом деле думает по этому поводу?
Удивительно, как усердно наше общество в своем стремлении остаться слепым. Вот, например, Олег Рыбачук утверждает, что поскольку он нанимает на работу президента, то желает услышать от него «куда мы идем». Поправьте меня, но, по¬-моему, при приеме на работу о таком не спрашивают. Если на выборах возникает вопрос «куда мы идем?», это означает, что выборов нет. И тут нужно задавать совсем другие вопросы.
Идем дальше. Допустим даже, что у нас есть какая-то возможность «заказывать музыку» на выборах. Однако способно ли правительство поменять свои намерения после них? Сколько угодно. Да, такое правительство может проиграть на следующих выборах. Но мне не приходят на ум примеры того, чтобы в следующий раз победила партия, которая бы сделала так, чтобы правительство не могло произвольно менять намерения.
Ну и, наконец, третий вопрос — о ресурсах. Он тоже из серии «мы это все понимаем», то есть не понимаем ничего. Напомню вам, что правительство ничего не создает. Оно только перераспределяет. Его ресурсы — это наши с вами ресурсы. Когда говорят «за государственный счет» — обманывают. Следует говорить — за ваш (или за наш) счет. Даже в тех случаях, когда правительство берет в долг или печатает деньги — все равно это за наш счет.
То обстоятельство, что большинство наших граждан лично не платят налоги, ничего не меняет. Они не ощущают, что постоянно платят правительству, как не ощущает потери денег жертва карманника. Просто за часть из нас платят наши предприятия, за остальных — те, кто платит чиновнику, чтобы не платить государству. Мы все участники схемы, даже самые теневые и законспирированные.
Хочу быть правильно понятым. Мне не жаль этих денег. Мне очень жаль, что правительство вообще распоряжается ими. Ведь не бывает никакого «образования» или «здравоохранения». В общественной жизни нет абстракций. Это не математика и даже не физика. Иллюзию абстракций порождает бюрократическая отчетность — количество «отдыхающих», «провожающих», «брачующихся» и «обилеченных», о котором нам всегда радостно сообщают. В реальности же существуют мои и ваши субъективные потребности вылечить конкретную болезнь, по¬ехать в Турцию и покрасить стены какой­нибудь другой краской.
Очень важно здесь вот что. Когда я говорю, что мы все участники схемы, я имею в виду в том числе и то, что нет никакой разницы между карманом чиновника и карманом правительства. Чиновник, как и правительство, тоже не сидит на полученных им деньгах, он их «инвестирует», покупая себе кое­что для дома. Однако для последствий, которые наступают для общества, нет никакой разницы между налогами и взятками.
Когда я плачу за что­-то, то трачу деньги, полученные мною в обмен на товары и услуги, которые я произвел, и кто­то их купил. Они кому-¬то были нужны, я принес этому человеку пользу, и через деньги, которые он мне заплатил, я обмениваю эту пользу на пользу для себя. В результате формируется рынок или, как у нас любят говорить, порядок, когда «каждый получает по заслугам». Кто-то едет в Турцию, а кто­-то — в Крыжополь.
Когда чиновник покупает колбасу на мою взятку, он не обменивает никакой пользы. Он только получает, ничего не отдавая. Точно такой же общественный эффект имеют траты правительства, воров­карманников и фальшивомонетчиков. Все вместе они уничтожают национальное богатство.
Итоги этой усердной деятельности мы наблюдаем второе десятилетие. В нашем обществе осталось очень мало пользы. Это и есть тот бардак, который так всем не нравится. Но не нравится молча. И наше безразличие, отсутствие соответствующих вопросов правительству и есть первопричины нашего многолетнего «процветания». Поэтому мне кажется, что, думая и говоря о правительстве, следовало бы начинать не с того, как они там работают и хорошо ли работают. Первый вопрос: зачем они там работают?

Текст: Владимир Золотарев, «Контракты»
Статьи по теме
Шмигаль: Україна зможе покрити дефіцит бюджету у 2024 році
Шмигаль: Україна зможе покрити дефіцит бюджету у 2024 році

Прем'єр-міністр України Денис Шмигаль стверджує, що Україна знайде кошти для того, щоб компенсувати дефіцит бюджету у 2024, який Міжнародний валютний фонд оцінює у 42 мільярди доларів.
19.04 — 280

Зеленський − за те, щоб соцдопомога для біженців у Європі надходила до бюджету України
Зеленський − за те, щоб соцдопомога для біженців у Європі надходила до бюджету України

Президент сказав, що для держави набагато краще, "якби Німеччинна підтримувала українців, даючи гроші в бюджет України".
30.01 — 264

В Україні скоротилася кількість чиновників: у якому зі 100 відомств працює найбільше
В Україні скоротилася кількість чиновників: у якому зі 100 відомств працює найбільше

Станом 1 липня 2023 у 107 органах державної влади фактично працює 173,1 тисячі осіб. Протягом першого фактична чисельність працівників скоротилася на 2,7 тисячі осіб.
09.08.23 — 2297