Рынок потребительских товаров находится в постоянном движении. Покупатели меняют приоритеты, в зависимости от преимуществ того или иного способа продаж. И если с мелкими повседневными товарами ситуация вполне устоялась, то с крупными покупками тенденции не всегда ясны. Попробуем разобраться, что же лучше – офлайн- или онлайн-магазины при покупке мебели.
По данным отечественных маркетологов, около 90% всех покупок украинцы совершают «в реале». Эта цифра может изменяться, в зависимости от сезонных или «праздничных» факторов, но в целом вписывается в статистику Восточной Европы и постсоветского пространства. Мелкие товары потребитель предпочитает покупать в офлайн-супермаркетах и магазинах по мере надобности. Исключением является только доставка готовой еды, где существует стойкая тенденция роста онлайн-продаж.
При более крупных покупках потребитель часто стоит перед выбором более привлекательной ценой в интернете и возможностью оценить качество воочию в традиционном магазине. Есть и «гибридные» варианты – к примеру, в интернет-магазине СоюзМебель при низких «онлайн-ценах» есть возможность посмотреть мебель «вживую» в Киеве в салоне площадью свыше 200 м². Такой подход позволяет привлечь покупателей, которым для окончательного выбора важны тактильные ощущения.
В онлайн-продажах условно стандартной мебели, чей функционал прост и понятен, есть стойкая положительная динамика. Более крупные и сложные покупки украинский потребитель предпочитает совершать «в реале». Хотя при заказе в интернет-магазине кухонного гарнитура, кровати или шкафа-купе можно прилично сэкономить. Маркетологи видят в этом привычку к традиционному мерчендайзингу. Общение с продавцом-консультантом по-прежнему кажется важной частью крупной покупки. Хотя для более молодой части потребителей это может служить негативным фактором, который мешает объективно оценить качество товара. Украинцы в возрастном сегменте 20-30 лет все чаще покупают мебель в интернете. Эта тенденция характерна и для более «рискованных» отраслей вроде модной одежды и обуви.
Как мы уже отмечали, выбор магазина часто обусловлен методом и уровнем коммуникации. Современные мебельные интернет-магазины активно используют и совершенствуют все доступные каналы. В этот перечень входят почтовые и смс-рассылки, общение с консультантами в чатах, анализ поведенческих факторов и рекомендации на их основе при просмотре каталога. Для автоматизации процессов применяют чат-ботов. У потребителей популярны ценовые агрегаторы, хотя в случае с выбором мебели они не столь эффективны, как с бытовой техникой и электроникой.
Из недостатков выбора мебели в интернете можно выделить следующие:
Все эти аспекты в хороших мебельных интернет-магазинах учтены и проработаны. Возможны только единичные накладки и ошибки из-за человеческого фактора, которые случаются и в традиционных торговых точках. Единственный объективно значимый минус заключается в невозможности визуально и тактильно оценить качества товара. При покупке, к примеру, мягкой мебели или деревянных гарнитуров в классическом стиле этот аспект может быть решающим. Выходом из ситуации является выставочный зал, где представлены наиболее ходовые позиции из каталога интернет-магазина. Опытные консультанты помогут сделать выбор практически для любого стиля интерьера и размера бюджета. Естественно, у хороших продавцов есть возможность изготовления мебели на заказ по индивидуальным параметрам.
Если резюмировать, продажи в интернете гораздо выгодней и перспективней для обеих сторон процесса. Покупатель не тратит время и силы на поездки и разговоры с консультантом. Продавец может снизить издержки и, естественно, цену – самый главный инструмент честной конкуренции.