Контракти.ua

26970  —  14.02.08
Белым налом. Министр призывает отбеливать зарплаты
Белым налом. Министр призывает отбеливать зарплаты

В интервью Контрактам министр труда и соцполитики Людмила Денисова рассказала о том, что: 1) зарплаты не следует привязывать к нормам выработки 2) администрированием социальных фондов займется одна структура 3) пошагового снижения нагрузки на ФОТ не будет

Наталия ГУЗЕНКО, Вячеслав ДАРПИНЯНЦ Фото: Светланы СКРЯБИНОЙ 

В программе Кабмина бизнесу обещано снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а пожилым людям — рост пенсий. Каким образом будете решать эти, в принципе, взаимоисключающие задачи?

— Для решения этих проблем необходим диалог трех заинтересованных сторон: государства, работодателей и профсоюзов. Следует изменить отношения работников к труду, а также заинтересовать работодателей в легализации зарплат. Разумеется, простое уменьшение нагрузки на ФОТ бессмысленно, поскольку в рамках нынешней пенсионной системы это приведет к финансовым разрывам в бюджете Пенсионного фонда. Очевидно также, что пошаговое уменьшение нагрузки на ФОТ принципиально ничего не изменит — зарплаты как платили в конвертах или через СПД, так и будут делать. Для реформирования пенсионной системы необходимо выйти за рамки ее солидарной составляющей. Также Кабмин заинтересован в том, чтобы рост минимальной зарплаты приводил к адекватному увеличению доходов всех категорий наемных рабочих. За счет этого, кстати, можно увеличить поступления в Пенсионный фонд.

 Не боитесь окончательно загнать финансовые потоки в тень?

— Никто не собирается стричь под одну гребенку всех плательщиков

— Минтруда готово к диалогу с работодателями, однако нас категорически не устраивает нарушение отраслевых соглашений, когда заработная плата считается по каким-то особым правилам. К примеру, на некоторых предприятиях ГМК зарплаты привязывают к нормам выработки, а не ко времени пребывания в шахте. Такие привязки порочны и, на мой взгляд, должны быть отменены.

Если привязать зарплаты шахтеров ко времени, то они все равно будут накрывать датчики систем безопасности фуфайками. Не так ли?

— Меня как министра, ответственного за социальную политику, интересует, чтобы на предприятиях были созданы такие условия, при которых люди нормально трудились, а не совершали ежедневный подвиг, а их зарплаты соответствовали трудозатратам. Хотя работодатели только в том случае создадут нормальные условия труда, если будут в этом экономически заинтересованы.

Какие конкретные действия планирует предпринять правительство, чтобы вывести зарплаты из тени?

— В белых зарплатах должно быть заинтересовано не только правительство, но и прежде всего сами наемные работники. В их же интересах и внедрение накопительного уровня пенсионной системы. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: Пенсионный фонд учитывает отчисления наемных работников персонифицированно, но аккумулированные средства в условиях солидарной системы перераспределяются не совсем адекватно. Наша ключевая задача — еще раз подчеркну — совместными усилиями внедрить обязательное накопительное пенсионное страхование и гарантировать, чтобы собранные средства были защищены от инфляции и злоупотреблений в процессе управления такими активами.

Стратегические цели определены давно, какова тактика?

— О тактике говорить сложно, поскольку для завершения пенсионной реформы необходима существенная коррекция законодательства, а работа Верховной Рады заблокирована. Есть политические нюансы, не зависящие ни от Минтруда, ни от Кабмина. Даже введение единого социального взноса, скорее всего, потребует длительных консультаций с оппозицией. Хотя очевидно, что для четырех видов социального страхования достаточно одного администратора, тем более что из четырех существующих фондов только один — Пенсионный — ведет реестр застрахованных лиц. Унификация администрирования, среди прочего, позволит сэкономить 1,5 млрд бюджетных гривен. При этом система распределения средств через счета в Госказначействе по различным целевым программам останется неизменной, а налоговая нагрузка на ФОТ может быть снижена.

Как отразится введение единого социального взноса на упрощенцах?

— Определимся в процессе принятия законопроекта, предварительно могу сказать, что никто не собирается стричь под одну гребенку всех плательщиков.

Вы обещаете снижение фискальной нагрузки на ФОТ в результате введения единого социального взноса, а Минздрав лоббирует создание нового фонда — обязательного медицинского страхования. Каким образом могут быть аккумулированы деньги в этот фонд?

— Не думаю, что под обязательное медицинское страхование создадут новый фонд. Скорее всего, единый администратор просто перераспределит финансовые потоки без усиления нагрузки на ФОТ, в рамках существующих сборов. Как вариант — госучреждения будут страховать госслужащих, Пенсионный фонд — пенсионеров, а компании — сотрудников. Кстати, обязательное накопительное пенсионное страхование тоже не приведет к усилению налоговой нагрузки на работодателей. Просто в законе будет четко определено, что часть средств, сейчас перечисляемых работодателем в Пенсионный фонд, наследует определенный сотрудник. Такой механизм будет экономически выгоден всем: и государству, и бизнесменам, и наемным работникам.

Почему же не сделать обязательное пенсионное страхование просто добровольным и таким образом снизить нагрузку на ФОТ?

— Задача номер один — финансово укрепить солидарную систему. До 2001 года в ней вообще было невозможно разобраться, однако после персонификации счетов ситуация несколько прояснилась...

Почему вы уходите от ответа?

— А вы уверены в том, что работодатель будет перечислять средства на ваш персональный счет, если сделать обязательную систему добровольной?

Есть уверенность, что, скажем, программа удешевления ипотечных кредитов могла бы быть альтернативной обязательному страхованию, а в идеале — экономическую выгоду социальных программ должно определять не государство, а непосредственно участники трудовых отношений.

— Во-первых, если наемный работник хорошо зарабатывает, то ему никто не препятствует увеличить отчисления на его персональный пенсионный счет. А во-вторых, профсоюз всегда может договориться с работодателем о создании негосударственного пенсионного фонда. Это право коллектива. Сделать же обязательную систему добровольной нельзя хотя бы потому, что наемный работник не может быть уверен в том, что до пенсии проработает в одной компании.

Работодатель, создающий корпоративный пенсионный фонд, заинтересован в двух вещах: мотивации наемных рабочих и оптимизации налоговых платежей. Почему государство ограничивает размер отчислений в КНПФ всего 15% налогооблагаемой прибыли, а аккумулированные средства не позволяет в полной мере возвращать в оборот предприятия? Может, чиновникам нужно изменить отношение к труду?

— Поднятую вами тему мы активно обсуждаем с профсоюзами и ассоциациями работодателей. Причем лично меня как министра интересует не только и не столько эта проблема, сколько работа государственных социальных фондов. Нужно навести порядок в этой сфере — результаты проверок КРУ подтверждают факты коррупции, о которых меня информировали, когда я работала в парламенте. Директор Укрпротеза уже уволен, назначен новый председатель Фонда защиты инвалидов, есть вопросы к Фонду социального страхования на случай безработицы... Я буду настаивать на том, чтобы министерство могло реально, а не формально контролировать работу социальных фондов. Разве это нормально, когда 15% бюджета фонда расходуется на создание комфортных условий труда его сотрудников? Кроме того, центры занятости должны иметь стратегию сотрудничества с вузами по организации рабочих мест для выпускников. Возглавляя корпорацию, я столкнулась с тем, что ни одно учебное учреждение области не выпускает технологов текстильного производства. А ведь такие специалисты востребованы! Недавно мне стало известно о случае, когда готовили 19 парикмахеров для одного села, в котором меньше сотни жителей. Такие лавочки нужно прикрывать.

Какие еще меры Минтруда предпринимает для повышения уровня занятости в регионах?

— Обеспечение мобильности рабочей силы — одна из основных задач. Зачастую те, кто едет на заработки в столицу, не знает о запросах рынка труда соседних городов и областей. Мы хотим создать мощную информационную базу, которая бы позволила работодателям и наемным работникам находить друг друга.

На уровне райцентров проблема безработицы вплотную связана с политикой местных властей, мягко говоря, не всегда лояльных к потенциальным инвесторам. Руководителей местных администраций, уличенных в самоуправстве, нужно менять.

Как долго вы рассчитываете проработать министром?

— Настолько долго, насколько нужно, чтобы реализовать реформы. Первое, что удивило, когда я возглавила Минтруда: сотрудники очень долго готовили аналитику, содержащую конкретные цифры. Выяснилось, что министерство не делало бюджетных запросов под конкретные программы, а осваивало столько средств, сколько выделял Минфин. Схема должна быть другой: сначала формируется политика, определяются цели и этапы их достижения и только потом начинается диалог с Минфином. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Если Минтруда превратить в кассу, наполнение которой будут определять в других ведомствах, то о социальной политике можно забыть.


Карьера министра

2007 г. — министр труда и социальной политики

2006 г. — народный депутат Украины

2005 г. — председатель корпорации «Гуматекс»

2003 г. — председатель наблюдательного совета ООО «Корпорация «Гуматекс»

2001 г. — начальник управления Госказначейства в АР Крым

1998 г. — министр экономики, министр финансов АР Крым

1993 г. — начальник управления ПФУ в АР Крым

1991 г. — инспектор-кадровик, замначальника отдела поступления средств и коммерческой деятельности, и. о. начальника Крымского республиканского управления Пенсионного фонда Украины

1990 г. — юрисконсульт Крымского ОК ЛКСМУ

1979 г. — воспитатель, секретарь, завканцелярией, консультант Архангельского областного суда

1978 г. — окончила Архангельское педучилище 6 июля 1960 г. — родилась в Архангельске (Россия)

 
Статьи по теме
Нові авто та нерухомість. За яке майно в Україні треба сплатити податок на розкіш
Нові авто та нерухомість. За яке майно в Україні треба сплатити податок на розкіш

Нові та люксові автомобілі, квартири й будинки великої площі в Україні підпадають під окремий податок "на розкіш". У 2024 році для власників такого майна змінилися умови оподаткування.
08.02 — 374

З яких авто потрібно заплатити податок у 2024 році: повний перелік
З яких авто потрібно заплатити податок у 2024 році: повний перелік

Мінекономіки оприлюднило перелік моделей дорогих автомобілів, які в 2024 році підпадають під транспортний податок, або так званий податок на розкіш.
06.02 — 356

Податки в Україні: коли очікувати змін та що готують для ФОПів та самозайнятих
Податки в Україні: коли очікувати змін та що готують для ФОПів та самозайнятих

Національна стратегія доходів, схвалена урядом, передбачає реформування податкової системи, зокрема, для ФОПів, та прогресивну ставку податку на доходи фізичних осіб. Але це станеться лише після закінчення війни.
10.01 — 708