Контракти.ua

1743  —  09.01.20
Меморандум с правительством как очередная попытка сохранить табачную монополию
Меморандум с правительством как очередная попытка сохранить табачную монополию

Весь октябрь 2019 года СМИ пугали ужасами о табачных компаниях, которые якобы собираются уйти из Украины. Журналисты попытались разобраться, что именно не так с заявлениями производителей сигарет и с документом, который общественности представили, как компромисс власти и табачной отрасли.

На встрече 7 ноября 2019 с представителями табачной отрасли Президент Владимир Зеленский заявил о приоритете «борьбы с монополией для построения конкурентного табачного рынка». Нам стали известны подробности Меморандума, который Кабинет Министров Украины подписал с представителями табачной промышленности.

Напомним, 11 декабря 2019 года, Алексей Гончарук сообщил на брифинге, что правительство согласовало рамочный документ о намерениях с табачными компаниями для «обеспечения честных условий на рынке», потому что к существующей отраслевой модели у новой власти «есть много вопросов». Докладчиком по договоренности с табачными компаниями на заседании правительства был Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, Тимофей Милованов, который и подписал Меморандум.

Финальная версия меморандума не была представлена ​​широкой публике - но, мы получили рабочую версию документа. Забегая вперед, скажем, что приоритеты озвученные Президентом Зеленским на встрече с международными табачными компаниями, в полученном редакцией тексте документа - не реализованы. Производители нашли возможность обойти намерения Президента бороться с монополией и создать конкурентный табачный рынок, а табачный монополист с сомнительной репутацией будет и в дальнейшем стоять на пути развития отечественного малого и среднего бизнеса.

 

Меморандум вместо штрафа

Напомним, что в октябре 2019 Антимонопольный комитет Украины наложил штраф в размере 6,5 млрд грн за анти конкурентные согласованные действия касательно «Филип Моррис Украина», «Джей Ти Интернешнл Украина», «Империал Тобакко Юкрейн», «Бритиш Американ Тобакко» и монополиста оптовика - «Тедис-Украина». Вместо того, чтобы обеспечить выполнение решения АМКУ и пополнить государственный бюджет, Кабинет Министров Украины подписал с нарушителями антимонопольного законодательства Меморандум о «взаимопонимании и прозрачном и предсказуемом регулировании для развития табачной промышленности».

Как результат - документ уже в ближайшее время будет использован табачными производителями как в судах для оспаривания Решения АМКУ о картельном сговоре, так и для невыполнения Рекомендаций АМКУ. Де-юре, пункт 3.1, 3.2, 3.3 меморандума в предложенной редакции означает ревизию решений АМКУ, как органа центральной исполнительной власти со специальным статусом - такого в истории АМКУ еще не происходило. Напомним, что решение АМКУ могут отменяться только по решению суда. В частности, на начало января производителями не выполнено пункты №2 и №3 Рекомендаций АМКУ.

Конвенции ВОЗ Украине не указ.

Интересно, что со времен принятия Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в мире не известно случаев подписания подобного документа среди стран, ратифицировавших конвенцию. О каком развитии табачной отрасли можно подписывать Меморандум, а также поддерживать такие действия правительством, если в соответствии с Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (которая ратифицирована Украиной) статьи 5 пункт 3 указывается: «... при разработке и осуществлении своей политики общественного здоровья по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством ... »

Кабмин не имеет полномочий менять законы.

Интересно, что предложения, указанные в 4 пункте Меморандума, вообще относятся к компетенции Верховной Рады Украины. «Разработка предсказуемой, прозрачной и стабильной модели налогообложения в табачной промышленности», «введение реестра акцизных марок», «изменения методологии администрирования 5% налога с розничных продаж табачными изделиями» - все это, за пределами полномочий Кабинета Министров Украины.

А пункты 5 и 6 Меморандума, где Кабинет Министров Украины должен взять на себя обеспечение контроля за соблюдением законов - вообще выглядит как шутка или троллинг. Получается, что только ради табачных компаний КМУ начнет обеспечивать контроль выполнения Законов.

Обеспечение функционирования монополии.

Интересно, что гарантии от Кабмина об изменении 5% налога с розничных продаж табачными изделиями вынесены в Меморандуме отдельным пунктом. Почему это так важно для табачных производителей - разобраться нетрудно.

27 ноября 2019 народный депутат, председатель подкомитета по вопросам акцизного налога и законодательного регулирования рынка спирта, алкоголя и табака, Ковалев А.И. зарегистрировал в Верховной Раде Украины три законопроекта: № 2501, № 2502, № 2503. Положение проектов полностью перешли в виде поправок ко II чтению законопроектов №1210 и 1209-1, и будут рассматриваться на профильном комитете 13 января 2020 года.

Как стало нам известно, законопроекты были разработаны сначала ЧАО «Делойт энд Туш ЮСК», а затем его правопреемником - ООО «Делойт энд Туш ЮСК». На заседаниях рабочих групп 27.11.2019 и 16.12.2019 года в профильном комитете, которые вел народный депутат Ковалев А.И., именно представитель ООО «Делойт энд Туш ЮСК», Роман Макарчук объяснял собравшимся проекты законов №2501, 2502, 2503, как их непосредственный разработчик. По информации нашей редакции, непосредственным заказчиком разработки законопроектов является именно табачный монополист ООО «Тедис-Украина» (в течение 2018-2019 годов ООО «Делойт энд Туш ЮСК» получили от ООО «Тедис-Украина» денежные средства на общую сумму около 4 млн грн «за разработку законопроекта, обсуждение и внесение изменений в Налоговый кодекс Украины в части реформирования порядка уплаты акцизного налога по операциям по поставке табачных изделий»).

Цель этих проектов - обеспечить концентрацию средств 5% акцизного налога (которые в настоящее время выплачиваются розничной торговлей и поступают сразу в местные бюджеты) в табачного оптовика ООО «Тедис-Украина» - который реализует 50% сигарет, полученных от производителей, не как дистрибьютор, а как розничный продавец (исследования Антимонопольного Комитета Украины в Решении от 16 декабря 2016 №551-р).

В 2019 году ООО «Тедис Украина» не уплатило 5% акцизного налога с розничной торговли табачными изделиями на миллионы гривен. В подтверждение данного факта, 16.10.2019 года в Единый реестр досудебных расследований были внесены сведения по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.212 УК Украины и начато досудебное расследование уголовного производства №32019160000000068. Также, ООО «Тедис Украина» фигурирует в 13 уголовных производствах, начиная с уклонения от уплаты налогов и заканчивая злоупотреблением властью и служебным положением. 

У ситуации довольно скверный вид - именно ООО «Тедис-Украина» создавало «схемы» для уклонения от уплаты этого налога, а в проектах нардепа Ковалева предлагают сконцентрировать средства от 5% акцизного налога с розничной торговли табачными изделиями именно на счетах монополиста. И именно изменения методологии администрирования 5% налога с розничных продаж табачными изделиями Кабинет Министров Украины «пообещал рассмотреть в пределах компетенции». Не позволит ли значительная концентрация средств на счетах ООО «Тедис-Украина» существенно увеличить возможности незаконного обогащения?

Следует отметить, что распределение средств от оптовых реализаторов в местные бюджеты предлагается в упомянутых законопроектах осуществлять централизованно по данным кассовых аппаратов торговли. Принятие таких норм значительно усложнит администрирование, приведет к негативной реакции органов местного самоуправления, так как средства будут выведены из-под их юрисдикции. Как результат - в результате лоббистских игр, имиджу действующей власти будет нанесен вред, потому что разрушается концепция самоуправления регионов.

Такие изменения выгодны монополисту-дистрибьютору «Тедис-Украина» и четырем крупнейшим производителям сигарет для сохранения монополии на рынке. А это противоречит намерениям Президента Владимира Зеленского именно эту монополию разрушить.

Лицензия для сохранения монополии.

Также в проекте Ковалева №2501 предлагается увеличить годовую плату за оптовую лицензию на торговлю табаком в 6 раз - до 3 млн. гривен! В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» это означает, «устранение с рынка или ограничение доступа на рынок других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов». Стоимость лицензии не может использоваться как фискальный механизм - это украинское ноу-хау. В Австралии, например, цена такой лицензии составляет всего 200 австралийских долларов, в Канаде - 2000 канадских долларов, в трети штатов США стоимость не превышает 100 долларов США, в штате Калифорния - 1200, Чикаго - 330, а в Нью-Йорке - 200 долларов. Во многих странах ЕС подобные лицензии вообще отсутствуют, либо стоят незначительные средства - 150 Евро в Финляндии. Скачать результаты исследования Еврокомиссии по времени и средствам, которые необходимы для получения лицензий в различных странах мира, можно по ссылке.

Также лоббисты пытаются создать и другие искусственные ограничения для работы мелких субъектов хозяйствования: количество персонала оптовой компании должно быть не более 50 человек. А почему не 51, и не указано количество секретарш? Или количество грузовых машин у субъекта не менее 2? А легковые машины не нужны? И тому подобное.

Герои лоббирования.

Потренировавшись на Меморандуме с правительством, табачные компании перешли к откровенному лоббированию налогов на ТВЕН (табак для нагрева). Нардепы Ковалев А.И., Копытин И.В. и Павловский П.И в поправках ко II чтению законопроекта №1210 вместо поддержки повышения налогов на ТВЕН, внесли предложения (№ 1800,1801 и №2031, 2032) уменьшить уровень налогов по сравнению с принятым в 1-м чтении - в 20 раз!!! Интересно, понимают народные избранники, что именно они внесли? Нам кажется, что нет.

Табачные фабрики уже не закрывают?

В Меморандуме нет ни слова о нахождении компромисса по законопроекту № 1049, который устанавливает торговую наценку для оптовых и розничных торговцев табачными изделиями на уровне 7% и 13% от максимальной розничной цены пачки - а именно это и было причиной многочисленных угроз международных производителей табака сократить производство или вообще закрыть фабрики в Украине. Получается встреча с Президентом была нужна не для нахождения компромисса вокруг законопроекта №1049, а для начала лоббистских действий и для сохранения монополии? А в январе 2020 года некоторые табачные фабрики таки прекратили работу, но по другой причине - значительные остатки сигарет на складах, которые были реализованы в декабре по старым ставкам акциза (с 1 января акцизы выросли на 20%) позволяют не работать и получать дополнительные доходы от «оптимизации» налогов.

Автор: Сергей Примаков

Статьи по теме
МСЕК ліквідують. У Раді пояснили, як працюватиме система до реформи
МСЕК ліквідують. У Раді пояснили, як працюватиме система до реформи

Голова комітету Верховної Ради з питань здоров'я нації, медичної допомоги та медичного страхування Михайло Радуцький розповів, як працюватимуть медико-соціальні експертні комісії (МСЕК) до реформування.
25.10 — 359

У Раді подали понад 2 тисячі правок до проекту бюджету, - нардеп
У Раді подали понад 2 тисячі правок до проекту бюджету, - нардеп

Народні депутати подали понад 2 тисячі правок до проект державного бюджету на 2025 рік. Це більше, ніж було минулого року.
11.10 — 240

Рейтингові агентства в Україні працюватимуть за нормами ЄС: Рада ухвалила закон
Рейтингові агентства в Україні працюватимуть за нормами ЄС: Рада ухвалила закон

Верховна Рада ухвалила закон про рейтингування. Документ встановлює в Україні європейські вимоги до рейтингових агентств та набуває чинності з 2026 року.
19.09 — 276