На рынке украинской оппозиции создается искусственная толчея. Назначение Арсения Яценюка почти «официальной» оппозицией было проведено столь откровенно, что сразу же забило очередной гвоздь в репутацию «Кролика». Переход Сергея Тигипко во властные структуры развеял и миф о «конструктивном преемничестве». Что касается Юлии Тимошенко, то направленность против нее главного удара новой власти только на руку «неистовой Юлии». Если она конечно доживет до своего возможного триумфа.
В поисках места в тени
Операция «Яценюк — конструктивная оппозиция при Януковиче» проводится самим Яценюком слишком уж четко, как будто по нотам. Встреча Януковича с Яценюком перед назначением правительства Азарова была призвана узаконить существование в стране оппозиционного правительства, создаваемого в пику оппозиции Тимошенко. Теперь официально признанной «оппозиции Его Величества» будет придан статус единственного возможного критика власти, которому будет открыт доступ на телеканалы и СМИ. Тимошенко же все более начнут оттеснять на маргинес, действуя наработанными кучмовскими методами: как можно меньше и максимально негативно упоминать ее в СМИ с одновременным лишением ее финансовых ресурсов для какой-либо возможности ведения полноценной и долговременной оппозиционной деятельности.
«Регионалы» просчитали в борьбе с Тимошенко даже такую тонкость, как ее невозможность появляться в парламенте в связи с отсутствием статуса депутата. И, соответственно, отсутствие у нее статуса неприкосновенности. В то же время идеи Тимошенко об официальной оппозиции, вплоть до законодательной легитимации статуса последней, ими используются в полной мере. Формирование теневого Кабинета министров происходит теперь практически официально.
Откровенность, с которой Яценюк рьяно и ретиво взялся за формирование оного, свидетельствует о понятном и предсказуемом желании «мальчика-отличника» сделать все правильно, дабы взрослые дяди-спонсоры и покровители были им довольны. Будучи абсолютно, до последней доли процента, политпроектом, в придачу, наделенным значительным звездным комплексом, Яценюк готов играть и отрабатывать любую указанную роль. В данном случае Фирташем и Януковичем была указаны роль и место официально признаваемой оппозиции. При этом право набирать кадры для теневого Кабмина Яценюку предоставлено где угодно: это могут быть как депутаты НУНС, так и БЮТ, и вообще люди со стороны. Обмолвка Яценюка на тему Тимошенко — мол, он не знает, что ей предложить — полностью характеризует политический стиль и умения «Кролика»: он уже полностью идентифицировал себя с ролью главного оппозиционера, он честно хочет выполнить полученную задачу, его распирает звездная болезнь и он осознает, что Тимошенко ему все еще очень и очень мешает.
Яценюку поручено контролировать ту часть НУНС, которая отличается гибкостью в идеологических подходах и готова добровольно принять на себя четко очерченную роль оппозиции. Наиболее яркий пример — группа В. Кириленко, потенциальные союзники Яценюка. Хоть чучелом, хоть тушкой этим товарищам нужно продолжать светиться в парламенте и на экранах телевизоров. И в рамках официальной оппозиции «имени Яценюка» это возможно. Так почему тогда не встать в очередь к Сене за лимитированным оппозиционным пайком? Зрелище, по сути, пошлое, потому что лишний раз свидетельствует о том, что депутатами высшего законодательного органа страны, вместо минимально значимых идеолого-мировоззреченских материй и стратегического понимания ситуации, руководит банальный инстинкт выживания. Но понять их можно: демонстрация каких бы то ни было симпатий к БЮТ лишает их даже эфемерной возможности оказаться причастными к принятию решений в ближайшие пять, а то и все десть лет правления Януковича. Потому от «Юльки» нужно держаться как можно дальше.
Хотя, если подумать, депутатам от НУНС нечего бояться — все равно главными спикером разрешенной оппозиции будет Яценюк, а всем остальными предстоит лишь числиться на эфемерных должностях теневого Кабмина. Так что особо «идеологически озабоченным» все же вполне можно сотрудничать с БЮТ и Тимошенко — им за это ничего не будет, потому что на них просто не планируют обращать внимания. Ведь в случае осенних парламентских выборов НУНС прекратит существование. В случае же моратория на выборы до 2012 года, на вопли недовольных — Табачником, Цушко, Азаровым, отменой указов по Бандере и Шухевичу, усилением сбора налогов, кадровыми чистками и вообще всем и вся — ответом будет презрительное молчание власти: загнанные в оппозицию былые помаранчевые им неинтересны и ими презираемы.
Оттого толкучка у дверей оппозиционного Кабмина Яценюка — это стремление еще и сохраниться в политике на перспективу, войдя во «Фронт Змін» или возможный к созданию на основе последнего блок Яценюка, которому гарантировано помогут пройти в Верховную Раду. Но для этого потенциальным теневым министрам и записным оппозиционерам следует пройти несколько инстанций одобрения — в первую очередь, у самого Яценюка, затем — у Фирташа, и наконец, на Банковой.
Лично Януковичу следить за тем, кого там набрал в никому не нужный теневой Кабмин Яценюк, неинтересно. Яценюку потому и дан фронт работ, дабы он сам решал все вопросы с желающими изобразить из себя разрешенную и конструктивную оппозицию. Считается, что Арсений Петрович достаточно опытен для того, чтобы не давать должностей, к примеру, костенковцам. Или не сотрудничать с Луценко. Но если все же Яценюк позволит себе некую «самостийщину» в подборе кадров, либо слишком войдет в роль критика власти, его ждет грозный окрик и тайная порка в межигорском отдалении (благо, живут Виктор Федорович и Арсений Петрович неподалеку). Для Фирташа же, как бы ему не хотелось сосредоточиться на бизнесе и наказании Тимошенко, действия его «подчиненного» даже более важны: бизнесмену важно знать, на что тратит Яценюк выделяемые на подкормку конструктивной оппозиции средства. Так что договориться с Яценюком для потенциальных теневых министров еще не означает договориться с Фирташем.
БЮТ — ставка на выборы
БЮТу перед угрозой маргинализации и устранения от всех возможных источников власти-собственности остается надеяться все на те же парламентские, и более реальные местные выборы. Продержаться до осени на собственных ресурсах тимошенковцы еще могут. В самом БЮТе за это время будет проведена существенная чистка: вокруг Тимошенко должны остаться только самые преданные бойцы. БЮТ отныне становится сектой «имени Тимошенко», вновь сплачиваемой эпохой гонений. Так как на досрочных выборах в Верховную Раду, при всех стараниях власти, БЮТ все-таки проходит, набирая достаточный для формирования значимой фракции процент, то за первые 80-100 мест и разгорится основная борьба. Тимошенко выборы теперь нужны хотя бы потому, чтобы она смогла самолично появиться в парламенте.
По этой же причине Януковичу, вне зависимости от выбранной им даты парламентских выборов, выгоднее максимально напугать и раздробить БЮТ, дабы внутри блока начались свары и желательно, появился компромат на лидера. Одновременно будет поощряться выход депутатов из фракции БЮТ и переход их в состояние «свободных единиц», доказывающих свою готовность вписываться в новую реальность и коалицию путем участия в нужных голосованиях. Однако потенциальным «отщепенцам» ничего особо не светит в будущем: ближе к выборам им все равно нужно будет присоединиться к какой-либо партии. Основной торг откроет Яценюк. Но его «Фронт» не резиновый, и, всех желающих не вместит, а кроме того, даже при режиме максимального благоприятствования, не набирает большого количества процентов. Избирателя уже не проведешь — он даст Яценюку соответствующую оценку. Прочим желающим сбежать из БЮТ, равно как и НУНСовцам, следует встраиваться в иные политпроекты.
Для БЮТ и НУНС имеется законодательная возможность сохранить некое влияние в парламенте. Согласно регламенту, оппозицию формирует большая из фракций, у власти не находящаяся. Логично, что это — БЮТ. Кроме того, оппозиция имеет право претендовать на должности вице-спикера и глав комитетов, закрепленных за оппозицией в регламенте. Но тут ситуациею можно обойти тем же способом, которым было проведено создание новой коалиции: вице-спикерское кресло и квоту оппозиционных комитетов планируется отдать как раз «официальной» оппозиции Яценюка. Для этого он так стремительно формирует карманную оппозицию, и потому еще так много желающих туда «приткнуться». Одновременно БЮТ, согласно указанию Тимошенко, играет роль благородных собирателей прочих оппозиционных сил. И потому «регионалами» ставка будет сделана на явное расчленение и деформацию самой основы БЮТ — финансовой и кадровой — дабы показать, что этой политсиле не на что надеяться при главенстве Тимошенко, и потому желательно, к примеру, расколоться на пару-тройку «конструктивных» оппозиций.
Далекий свет Сергея Тигипко
Одним из вариантов вписывания оказавшихся в оппозиции депутатов ВР будет и политсила Сергея Тигипко. Стремительно прибежав во власть и показав себя представителем номенклатуры, не готовым к длительному окопному оппозиционированию, Тигипко уже подрезал себе часть рейтинга — своего основного капитала. Но уже через несколько месяцев он начнет активно формировать свои партийные структуры, и очередь вступить в эту политсилу будет еще больше, чем к Яценюку.
Во-первых, пока Тигипко находится при власти, он имеет потенциальную возможность интегрировать своих сторонников в эту власть «уже сегодня». Во-вторых, с ним безопаснее, чем с Тимошенко, и надежней, чем с Яценюком, которому, между прочим, в любой момент Фирташ может урезать финансирование. В третьих, даже сократившись на 3-4%, рейтинг Тигипко остается более высоким, чем рейтинг Яценюка, а сам Тигипко является, в принципе, финансово самодостаточной фигурой, способной прокормить своих сторонников и не находясь у власти. Так что часть прагматиков из БЮТ и НУНС может уйти как раз к Тигипко, оставив Яценюка выбирать между «Народной Самообороной» и руховцами. Для потенциально ищущих, куда бы пристроиться, депутатов, Яценюк представляет собой «синицу в руке», а Тигипко — «журавля в небе».
Впрочем, у сотрудничества с Тигипко есть и свои минусы. Прежде всего, это угасание рейтинга «сильного украинца», уже позволившего ассоциировать себя с азаровским правительством. Кроме того, рейтинг, а, следовательно, и количество мест, которые может получить Тигипко на будущих выборах, напрямую зависит от того, когда Сергей Леонидович решит, что настала пора уходить из Кабмина, обвинив былых соратников в коррупции неспособности к реформам. Тигипко сейчас сделал достаточно рискованный выбор, рассчитывая, видимо, отбить за время пребывания у власти затраты на предвыборную кампанию и получить новые возможности дял старта как оппозиционной звезды. Но «регионалы» не промах — они для того и заманили Тигипко в правительство, дабы надзирать за ним, связать его с собой в глазах избирателя, и тем самым лишить Януковича самого грозного соперника среди юго-восточного, да и всего прочего, электората. Уход Тигипко они просчитывают заранее, но до этого по экономическому вице-премьеру будет нанесен упреждающий удар: прогнозируемое недовольство действиями правительства Азарова будет списано именно на реформатора Тигипко. В принципе, Сергей Леонидович понимает, что его ждет — и потому должен на шаг опережать подобные планы. Но пребывание у власти слишком засасывает — и Тигипко может просмотреть момент, когда его будут готовы выносить с улицы Грушевского «вперед ногами».
Так что полноценный оппозиционер из Тигипко уже не выйдет. В это плане его решение — единственный луч света в черной полосе жизни БЮТ и Тимошенко: самый грозный соперник добровольно удалился с оппозиционного поля, оставив всех недовольных властью со все той же Тимошенко наедине. Что и придает ей силы к сражению. Яценюк при этом конкуренции ей не составляет, хотя, возможно, Фирташ и Янукович и хотели бы видеть «Кролика» «смотрящим» за «национально-сознательным» электоратом. Но не получится — эта роль для него слишком тяжела. Арсений Петрович — мастер кулуарных сражений и телегеничная говорящая голова, но его реальная популярность невысока, а тот факт, что он не рассчитался с большим количеством активистов еще за президентскую кампанию, только добавляет ему недоверия. Хотя есть некий шанс, что теперь рассчитаются — Яценюку ведь даны подъемные на проект «карманная оппозиция». Ведь, какова бы не была ценность покупки постов в верхах, решают-то все выборы. Так что людей нужно пытаться снова привлекать к себе.
Чихать на оппозицию!
Что касается иных потенциальных оппозиционных сил, то им, в теории, выгодно потеснить БЮТ с этого поля, и потому следует радоваться всем попыткам дискредитации этой политсилы. Правда, обозначаемым как «патриотические» силам все равно нужно группироваться вокруг какой-либо фигуры, и пока Тимошенко видится все-таки наилучшим вариантом: она сохраняет ресурсы и готова максимально идеологизироваться, превратившись в лидера этих сил. Однако зная склонность наших «демократов» дробиться по принципу личных обид и мелких прикормок на кучки и фракции, полной консолидации былого оранжевого электората вокруг Тимошенко не будет.
В этом ключе Партии регионов имело бы смысл поощрять и иные политпроекты, а не только складывать все яйца в корзину, называемую «Яценюк». Но они, похоже, о таких вещах просто не думают — сейчас перед ними стоят задачи разделить страну на вотчины и закрепиться во власти, а для этого надежнее проверенных кучмовских методов они не знают. Они резонно понимают, что админресурс и деньги рулят, и будут рулить еще долго. На этом фоне уделять внимание таким вещам, как взращивание новых оппозиционных сил помимо основного проекта, Янукович и Азаров просто не собираются. Стоящие перед ними вопросы они пока имеют возможность решать и без многоходовых политических комбинаций. В чем и заключаются главные недостатки их мышления и политической практики.
Вообще, в отношении оппозиции, лучшим выходом для «регионалов» было бы ввести мораторий на парламентские выборы до 2012 года, а местные провести все-таки нынешней осенью, предварительно максимально укрепив властную вертикаль. Не исключено, между прочим, что в результате они так и решат: нынешнюю Верховную Раду продержат еще два года в полулегитимном состоянии. С надеждой на то, что за это время БЮТ исчахнет как значимая сила, Тигипко исчезнет как феномен, Яценюк будет играться в разрешенную критику, а новых серьезных оппозиционных сил в атмосфере контролируемой стабильности не появится.
Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA