Виктор Янукович раздал всем «по серьгам» (квотам) в новом Кабмине. Между Дмитрием Фирташем и Ринатом Ахметовым достигнут определенный баланс. И все же у Фирташа имеется серьезный ресурс, недоступный Ахметову: «фирташевские» контролируют доступ к телу первого лица. Так скоро дойдет до того, что Ахметову нужно будет звонить Януковичу через Левочкина. Ясно дело, что он на это не согласится. Чего в такой ситуации можно ожидать от самого богатого человека Украины?
Олигархический дисбаланс
Первые кадровые назначения Януковича, сделанные до формирования Кабмина, показали, что группа Фирташа получила почти монопольную власть на Банковой. После 11 марта Фирташ усилился за счет ожидаемых назначений Юрия Бойко и Валерия Хорошковского. По сравнению с этими фактами влияние Ахметова, хоть и остается значительным, по сути, уступает фирташевскому. Собственно, такой сценарий неожиданным можно назвать только наполовину. О возможной «монополизации» Януковича Фирташем шла речь на протяжении двух последних лет, и особенно — с января 2009 года, после начала активной войны Тимошенко с владельцем РУЭ. И эта война связку Фирташа и Януковича (с необходимым тогда «привеском» в виде Ющенко) лишний раз подчеркивала. Экс-премьер нюхом чуяла опасность для нее именно фирташевских людей, плотным кольцом окруживших Януковича. В первую очередь, потому, что в эту группу входили главные газовые трейдеры от ПР, каковыми можно считать самого Фирташа, а также Юрия Бойко. Во-вторых, потому, что Фирташ держал «на привязи» Виктора Ющенко, умело включив его в свое время в схему РУЭ. Наконец, монополия Фирташа на распределение газа в Украине делала его контролером стратегического ресурса, без которого невозможно осуществлять экономический и политический контроль над страной. И, наконец, потому, что Фирташ был главным «ястребом», не дававшим Януковичу идти на компромисс, в частности, настояв на разрыве переговоров о создании «широкой коалиции».
Оттого война Тимошенко и Фирташа была войной максимально бескомпромиссной, и, по сути, единственным настоящим сражением в перманентной войне, которую вела в последний год «леди Ю», и которую вели с ней. Ни Ющенко, ни Янукович, сами по себе не были ее реальными противниками. Не был таковым и Ахметов. Единственным человеком, в действительности мешавшим жить Тимошенко, был Фирташ. Теперь выяснилось, что обостренная до болезнененности женская и политическая интуиция бывшего премьера указывала верно. С учетом того, что как раз люди, близкие к Фирташу, составили теперь ближнее окружение Януковича, их месть Тимошенко будет суровой. Как бы, увлекшись этой местью, они не просмотрели скрытую угрозу, исходящую от Ахметова и иных конкурентов внутри ПР.
Татарская засада
И Фирташ, и Янукович уверены, что Ахметов на ближайшее время не будет предпринимать какие-либо шаги по усилению своего влияния. Прежде всего, потому, что Ринат Леонидович все-таки получил ряд постов для своих людей в новом Кабмине: Борис Колесников стал вице-премьером по Евро-2012, Равиль Сафиуллин — министром по делам молодежи и спорта, Дмитрий Колесников стал министром промышленной политики, а Анатолий Могилев — министром внутренних дел. Эти назначения показывают меру заинтересованности Януковича в Ахметове и его понимание обязательств перед былым главным спонсором. Мол, удел «футболистов» — подготовка к чемпионату. Это у них хорошо получается. Два других назначения — «повкуснее». Пост министра промполитики позволяет осваивать средства, вкладываемые в горно-металлургический комплекс. Еще важнее возникшее влияние Ахметова на МВД. Теперь он должен, по логике, удовлетвориться в своих амбициях. Бюджетные деньги на чемпионат и ГМК, контроль над милицейскими структурами — Ахметов получил, вроде бы, все, что мог получить по нынешним раскладам.
Эти назначения сделаны как раз для того, чтобы заставить Рината Леонидовича хотеть, дабы новое правительство здравствовало как можно дольше. И все-таки рискнем предположить: Ахметов станет ждать неудач нового Кабмина. Для него это означает не только ослабление позиций Фирташа, но и провал азаровских методов руководства, вредных для международных инвестиций и бизнес-климата в Украине. О столь высоких материях первый олигарх страны задумался несколько лет назад, когда ощутил потребность войти на равных в международную олигархическую элиту. Начав мыслить стратегически, он понял, что незамысловатые идеи консервации и «обнуления» не несут Украине дивидендов и не укрепляют ее международную репутацию. В этом смысле ему выгодно, чтобы Азаров сделал свое дело и удалился как можно быстрее.
Не «равноудаленный» олигарх
Итак, почему же все-таки Фирташ? И как в эту конструкцию вписывается Азаров? Все очень просто. У Януковича в попытке равноудалить от себя олигархов получилось то же, что в свое время у Путина — только в еще более карикатурной форме. Владимир Владимирович, как известно, «равноудалил» одного за решетку и парочку за границу, зато остальных оставил вразумленными, но нетронутыми. При этом в путинской России был еще Абрамович, который, при показательно-анекдотической «ссылке» на Чукотку, являлся главным «отмывателем» денег путинской группировки за рубежом и служил прямой связкой с предыдущим режимом Ельцина и «семьи». Янукович идет по российской модели, не видя иных примеров для себя. Фирташа он превращает в украинского Абрамовича, с той только разницей, что у Фирташа при Януковиче будет гораздо больше свободы, чем у Абрамовича при Путине. Потому что Янукович — не Путин.
Но экономические интересы самого Фирташа, увы, однонаправлены: в сторону газового консорциума и воссоздания схем, похожих на РосУкрЭнерго. Фирташ — не «многовекторный» олигарх, он — олигарх, зависимый от российской благосклонности. В России он связан с той группой олигархата и высшего чиновничества, которая концентрируется вокруг Дмитрия Медведева. Путин год назад «кинул» Фирташа, согласившись на предложенную Тимошенко схему разгрома РУЭ и замыкания газовых потоков и расчетов на «Нафтогаз». Теперь интересы Фирташа, Януковича и Медведева лишний раз совпали. И при этом каждый играет в свою игру.
Интересы Фирташа — самые прикладные. Ему нужно вернуть все, что было до января 2009 года, а потом попытаться взять еще больше. Помимо восстановления контроля над газовыми потоками, для него важны еще две цели — месть Тимошенко и достижение статуса «первого среди равных» в отношении иных украинских олигархов. Отдав борьбу с Тимошенко на откуп Фирташа, Янукович вправе думать, что тот справится с задачей блестяще, ибо вложит в уничтожение ЮВТ всю накопленную за последний год ненависть. Имея теперь карт-бланш от Януковича, Фирташ, в принципе, может — через того же Хорошковского, Медведько и т.д. — подорвать финансовую и кадровую базу Тимошенко. Но здесь он вступает не поле, которое чуждо и для него, и для Януковича — на поле персональной воли Тимошенко. Теперь она максимально озлоблена и оскорблена — именно триумфом своего главного врага — а значит, будет наносить контрудары максимальной мощности. Ее уход в оппозицию станет продолжением тотального боя с Фирташем и Януковичем. Последнему, которого Тимошенко не уважает, но с которым могла бы договориться при определенных условиях, отныне закрыты все дороги к каким бы то ни было соглашениям с нею — на это не пойдет сама Юлия Владимировна. Только кардинальные подвижки политической конъюнктуры способны изменить ситуацию. Таким изменением должна стать потеря Фирташем «монополии» на Януковича. Но как и когда это случится? И случится ли?
Ясно, что Фирташ, пытаясь вернуть отобранное, закрепить свою победу изничтожением Тимошенко как значимого противовеса Януковичу, и, тем самым, в ореоле победителя, стать первым среди собратьев по капиталу, рискует «нарваться» на очень сильное противодействие. Пути Ахметова и Фирташа, а также и Януковича, разойдутся максимально резко, если главному олигарху страны начнут указывать (тем более — устами Азарова или Левочкина), что ему делать и, тем более, где его место.
Янукович хочет себя
Новый президент постарался составить азаровский Кабмин из лиц контролируемых и лично ему известных. Азарова он видит в роли такого себе украинского Фрадкова. Но Фрадков в России был управителем при монархе, и не более того. Включенность Путина в управление государством ни у кого не вызывала сомнений. Азаров же, и по украинской Конституции, и по ожиданиям самого Януковича («железный хозяин» желает, чтобы его избавили от управления экономикой и ответственности за состояние дел в стране) будет премьером достаточно самостоятельным. Видимо, Янукович вполне готов сделать Азарова экономическим диктатором. Он знает — как конкурент за власть, Николай Янович ему не опасен. И если даже Азаров усилится настолько, что станет действительно контрабалансом Фирташу и все тому же Ахметову — так это весьма неплохо для Януковича: появится еще одна сила, которую можно вводить в игру, «равноувиливая» от олигархических групп внутри ПР и сохраняя для себя свободу маневра.
Опора, с одной стороны, на Фирташа, а с другой, на группу старых бюрократов во главе с Азаровым — это лучшее, что смог придумать Янукович, пытаясь балансировать между конкурирующими группами в Партии регионов, и окончательно выйти из-под влияния Ахметова. Похоже, Виктор Федорович совершенно не учитывает политической гибкости Ахметова, его способности, при необходимости, скооперироваться с прочими недовольными в «подкопе» под Азарова и Фирташа, а, следовательно, и под Януковича. Например, весьма вероятно в этом плане тайное сотрудничество Ахметова с Тимошенко — дабы будировать Азарова с Януковичем, и критиковать ее устами какие-либо их слишком уж одиозные шаги.
Усиление Фирташа, уже было списанного за последний год «в утиль», невыгодно и иным олигархам. Российско-фирташевская дружба опасна в перспективе для самостоятельности и спокойствия украинского олигархата. Да и Азаров терпим ими лишь до поры. Особенно, если устами Николая Яновича теперь будет озвучен незамысловатый тезис: «каждый, милостью государевой, сидит в своей вотчине и не высовывается, плюс все отчисляют в казну победившей партии, и, желательно, без разговоров». Тот же Коломойский не для того поддерживал Януковича, чтобы выслушивать указания г-на Пахло.
Гамбит Медведева
Наконец, не следует забывать и о том, что от усиления связки Януковича и Фирташа выигрывает президент России Дмитрий Медведев. Воцарение Януковича и первые кадровые назначения последнего стали для российского президента бальзамом на душу, открывая перед ним и ставящей на его самостоятельность группировки российской элиты возможность выиграть битву на украинском фронте с «путинскими». Во внутритандемной борьбе в Путиным Медведев пока оказывается на высоте. Украинский электорат свои выбором помог ему, а Янукович оправдал все ожидания. Между прочим, уже ясно, что Янукович и Путин не будут испытывать друг к другу теплых чувств. Янукович не может простить Путину «воркования» с Тимошенко. И он помнит, как Путин показательно унизил его во время ноябрьского визита на съезд «Единой России», когда кандидату в президенты Украины отвели время на выступление последним — после Абхазии и Вьетнама, да еще и позволили, чтобы — при жесткой партийной дисциплине и при присутствии в зале Путина — к этому моменту часть «единороссов» покинула зал, продемонстрировав свое равнодушие к верноподданническому отчету украинского гостя. Явно, что такие дипломатические оплеухи без ведома Путина не делаются. Так что теперь Янукович отдает неприятное ему общение с Путиным Азарову, а сам, пользуясь статусом, удаляется «в верха»: с Медведевым ему, по старинке, комфортнее. Ведь это как раз нынешний российский президент курировал Януковича еще на приснопамятных выборах 2004 года.
«Ахметовским» обозначили зоны влияния
В ближайшее время следует ожидать отставки Раисы Богатыревой с поста главы СНБО. Попытка превратить малопонятный для Януковича Совет в репрессивный орган против Тимошенко и, заодно, всех прочих возможных жертв, ей лично не по душе. Свою роль «смотрящей» от Ахметова за Ющенко она выполнила. Зато явно тяжело будет Ирине Акимовой, которую назначили исполнительным секретарем комитета по экономическим реформам. Реформы, которые будут проводить она и Николай Янович, понятное дело, населению страны не понравятся. Но сделать из Акимовой главный жупел, каковым в свое время стал в России Зурабов, «отгребший» за социальные урезания выплат и прочее свертывание социалки времен Путина, у Януковича вряд ли получится. Ахметов вряд ли «кинет» соратницу. Путь «сгорает» один Азаров.
Впрочем, у Рината Леонидовича есть еще один источник кадрового резерва, который он может готовить для будущего — потенциального — «своего» правительства. Это — губернаторские посты. Ему явно отдадут часть областей — в первую очередь, конечно же, на Донбассе. Людей Ахметова могут активно продвигать в такие регионы, как центр, северо-запад (Черниговщина, Сумщина и даже Харьковщина) и частично юг — на Запорожье, Херсон или Николаев. Что ему не отдадут — так это Днепропетровск (из-за Тимошенко и из-за Тигипко), Одессу (тут будет с большой долей вероятности назначен неамбициозный и преданный сугубо Януковичу Николай Скорик) и Крым (где спикера тамошнего парламента Гриценко, как человека Ахметова, уже скоро лишат должности в пользу человека Фирташа — вероятнее всего, это будет Сергей Куницын).
Есть некая вероятность отдачи Ахметову некоторых второстепенных контролирующих структур, вроде Антимонопольного комитета. Но вот Нацбанк он вряд ли получит. Янукович руками Азарова и с помощью Фирташа очертил вокруг себя магический круг, куда скоро Ахметову придется стучаться на почти что общих основаниях.
Выбор для Ахметова
Если олигарх №1 действительно хотел получить больше, то, похоже, он проявил странную наивность, не просчитав такой очевидный вариант ухода Януковича в самостоятельное «плавание», как одновременную опору на Фирташа и Азарова. Рассчитывал ли Ахметов всерьез на пост премьера для Колесникова — трудно сказать. Азаров в премьерском кресле его бы устроил — если бы кадровые вопросы и «доступ к телу» президента принадлежали людям Рината Леонидовича. Но Янукович посадил в качестве «человека-шлагбаума» Левочкина. Учтивая, как последнего «любят» многие в ПР, такой шаг является более чем смелым: Янукович показывает тем самым «кузькину мать» своим соратникам, оппонентам, да и всей Украине.
В принципе, Ахметов сам несет ответственность за такую ситуацию: из-за кризиса или из-за иных соображений он слишком уж уменьшил свою долю в проекте «Янукович», и теперь не является его основным бенефициаром, а значит — и получает соответственно вложениям. Ахметов сам поставил Януковича перед необходимостью диверсифицировать финансирование своей избирательной кампании, в результате чего на долю владельца СКМ пришлось всего от 15 до 20% инвестиций в победу былого монопольного протеже. В последний момент, уже практически между первым и вторым туром, Ахметов и Колесников, хоть и активизировались, отыграть ситуацию не смогли. К тому же, Ахметов все время держал плотную коммуникацию с Тимошенко, в то время как Фирташу, из-за бескомпромиссной войны с последней, ничего не оставалось, как однозначно держаться Януковича и одновременно усиливать свое влияние на лидера ПР. Что и позволяет ему теперь выглядеть главным соратником по борьбе с Тимошенко, и требовать у Януковича «отдачи по-полной».
Что будет теперь? Внешне все будет благопристойно, а фигура Азарова во главе Кабмина — символически нерушима. Для конкурирующих групп в ПР не выгодно скорое свержение Николая Яновича. Пусть сделает свою работу до конца, взяв на себя «стабилизацию» и весь негатив первых шагов Януковича. Пусть поднаберет негатива. А вот разрыв между Януковичем и Фирташем, и, следовательно, падение Левочкина, интересует их гораздо больше.
Решающими станут ход и итоги парламентских выборов осенью этого года. В этот период почти все прочие группировки и политсилы начнут, в той или иной мере, «дружить» против Фирташа и Азарова. Если не удастся рассорить Януковича с его «опорным» олигархом, азаровское правительство и Фирташа будут пытаться устранять по отдельности. И здесь все средства хороши — от аппаратных интриг, которые будут без перерыва сотрясать высокие коридоры, до прямой поддержки оппозиционных Януковичу сил.
Ахметову назначение таких «сверхпопулярных» в обществе личностей, как Азаров, Шуфрич и Цушко, впрочем, выгодно: оно сразу же засвечивает кадровую проблему Януковича, показывая, что в попытке найти сугубо своих людей на ключевые посты Янукович блуждает в дебрях старых кучмовских времен. Если Левочкин, Азаров и Цушко — лучшие представители кадровой обоймы четвертого президента Украины, то Ахметову и всем иным, начиная с Тимошенко, остается просто ждать, когда эта команда «проФФессионалов» будет погребена под грузом кризисной экономики. И тогда каждый из обиженных и отстраненных вправе думать, что наступит именно его время.
Ахметов в глобальных планах контроля над принятием решений в стране временно проиграл. Но в пределах ближайших года-полутора он свое отыграет. К лучшему это для Украины или нет — покажет развитие событий.
Автор: Виктор Серов, специально для Контракты.UA