Сергей Тигипко рассказал «Контрактам» о своих ближайших планах в правительстве Николая Азарова, шагах, которые нужно предпринять, чтобы спасти украинскую экономику, а также о том, что расколет только вчера родившуюся коалицию.
К: Вчера Николая Азарова назначили премьер-министром Украины. Как вы считаете — он будет проводить реформы?
Сергей Тигипко: Николай Азаров — хороший администратор и хозяйственник, но опыта реформирования у него нет. Если к власти придет премьер вчерашнего дня и с ним такие же министры, то какие законы не были бы написаны, эти люди найдут лазейки, которые позволят им работать по-¬старому. Поэтому прежде всего необходима смена элит, а это в свою очередь будет зависеть от настроения новоизбранного президента.
Сергей Тигипко: Прежде всего нужно улучшить условия для малого и среднего бизнеса. А это дерегуляция экономики, налоговая реформа, сокращение числа проверок и проверяющих организаций. Второй шаг — возобновление работы банковского сектора. Необходимо наладить прозрачное рефинансирование работающих финучреждений под имеющиеся у них активы, чтобы они начали кредитовать реальный сектор экономики по сравнительно адекватным процентным ставкам — к примеру, 10–12% годовых в гривне. Третий шаг — проведение структурных секторных реформ.
Сергей Тигипко: В первую очередь необходимо открыть рынок земли: сделать все для того, чтобы как можно быстрее подготовиться к продаже земли сельскохозяйственного назначения. Ведь сейчас основная проблема аграрного сектора — отсутствие реального собственника, желающего работать на этой земле.
Мы не обойдемся и без повышения тарифов, в частности, без реальных цен на газ для всех категорий потребителей. Поэтому нужно изменить подход к социальной политике. Сейчас механизм оплаты за голубое топливо несправедливый: и бедные, и богатые платят единую цену. Для обеспеченных граждан следует привести тарифы к реальному уровню, а малоимущим предоставлять субсидии.
Кроме того, назрела реформа коммунального сектора, а также пенсионная. К тому же необходим переход к смешанному финансированию здравоохранения — как из госбюджета, так и за счет медицинского страхования. Чтобы все это осуществить, нужна административная реформа, которая будет предусматривать сокращение численности госаппарата и повышение зарплат оставшимся чиновникам.
Сергей Тигипко: Ситуация в парламенте — это самое серьезное препятствие. Вроде бы, нынешние попытки переформатировать большинство увенчались успехом, однако когда дело дойдет до реформ, среди которых много непопулярных, работа ВР разладится. Поэтому единственный выход — внеочередные парламентские выборы. И не потому, что это выгодно мне или другим силам, не имеющим своего представительства в нынешней Верховной Раде, а потому, что стране необходима стабильность.
Но боюсь, что сейчас парламентарии будут цепляться за свои должности, и мы вновь окажемся с парламентом, который де¬-юре будет существовать, а де-факто работать не сможет.
Сергей Тигипко: Со всеми можно договориться. Ведь дополнительные заработки так называемых олигархов на монопольных услугах — копейки по сравнению с тем, что они могут получить в случае роста капитализации их предприятий. Она же начнет расти только в том случае, когда экономика будет реформирована и станет интересна инвесторам. А им сегодня нужны реальные действия, а не обещания. Если реформы станут реальностью, тогда придут инвестиции, возобновится спрос на украинские предприятия и их продукцию, а крупный бизнес вернет миллиарды, которые он сейчас потерял. В результате кризиса стоимость активов уменьшилась минимум в три раза, поэтому финансовопромышленные группы более других заинтересованы в реформах.
Сергей Тигипко: Дефицит бюджета — минимум 35-40 млрд грн. И для его покрытия нам нужны внешние займы. Реальные заимствования по адекватной процентной ставке может предоставить только МВФ. Если мы продолжим сотрудничество с Фондом, то должны сразу оговорить, что кредит в размере $6 млрд будет направлен на покрытие дефицита бюджета. После этого следует быстро реформировать налоговое законодательство. Цель — ввести жесткое администрирование сбора налогов, предотвратить все возможные схемы уклонения, а также злоупотребления со стороны чиновников. Когда у нас будет справедливое налоговое законодательство, бизнес сможет работать честно, а казна получит необходимые поступления. Нужно серьезно подумать и о налоговой амнистии.
Сергей Тигипко: Нет, не поддерживаю. Западные экономики както научились включать станок, избегая галопирующей инфляции. Со времен Великой депрессии там всегда так поступали: печатали деньги, вливали их в экономику. После преодоления спада деньги изымали из оборота и таким образом контролировали рост цен. Если вы прибегаете к эмиссии, необходимо следить, чтобы эти деньги пошли на импортозамещение, экспортно- ориентированные кредиты и в реальный сектор экономики, а не на социальные выплаты. Тогда инфляцию удастся удержать под контролем.
Сергей Тигипко: Мы наплодили множество социальных стандартов, но экономику нельзя обмануть. Перегрузить ее налогами не получается — бизнес либо уходит в тень, либо бежит из страны. Сейчас уже сворачиваются отечественные производства и переезжают в КНР, а потом завозят свои товары на украинский рынок, но уже с китайскими наклейками.
Мы можем себе позволить только те социальные выплаты, которые заложены в бюджете. Отказываться от какихто льгот придется, но нужно это делать открыто, объясняя населению, что сейчас экономика не может выдержать такие расходы. К тому же если сегодня предпринять не очень популярные действия, но провести решения быстро, то люди не пострадают, а в будущем даже получат дивиденды. К примеру, рост экономики в год на 7–10% позволит настолько же увеличить и достаток населения, при этом темпы роста инфляции останутся невысокими.
Сергей Тигипко: Я бы упростил саму систему налогообложения. К примеру, имеет смысл незначительно уменьшить налог на прибыль и полностью отказаться от НДС, а вместо него ввести налог с продаж, который взимается с конечного потребителя. Ставка этого налога составила бы не более 5%. Его значительно легче администрировать, чем НДС, при этом лазейки для злоупотребления минимальны. Уже на следующий день после продажи товара или услуги деньги поступают в казну, а банки могут легко контролировать движение средств. НДС в нынешнем виде интересен только для коррупционеров.
Сергей Тигипко: Я бы не отказывался от этого инструмента. Помоему, мы просто выплеснули ребенка вместе с водой. В том же Китае свободные экономические зоны развиваются и работают при этом нормально. Их совмещают с другими инновационными и технологичными формами стимулирования экономики. Проблема одна — отсутствие политической воли. Разве трудно обнести эти зоны «колючей проволокой» и установить жесткий режим ввоза и вывоза товаров? Если иметь некоррумпированную прокуратуру, которая будет контролировать соблюдение законодательства, такую же таможню, то никаких проблем здесь не возникнет.
Но все реально только в случае наличия политической воли и смены элиты.
Сергей Тигипко: Сейчас говорить об этом преждевременно. Вопервых, сама структура таможенного союза сырая. Вовторых, Украина — член Всемирной торговой организации, и между этими структурами есть противоречия. А выходить из состава ВТО, чтобы вступить в таможенный союз, глупо — мы долго и тяжело вступали в эту организацию, заплатив слишком высокую цену за свое членство. В¬-третьих, наша стратегическая цель — ассоциированное членство в ЕС и создание зоны свободной торговли с Европой. Правда, эту зону придется ограничить для некоторых секторов — к примеру, для сельского хозяйства.
Сергей Тигипко: Нет. Нужно менять руководство НБУ. Оно крайне слабо проявило себя в кризис, особенно в начале. Рефинансирование банков было непрозрачным, отсутствовала система обследования финучреждений, к проблемам банковского сектора подошли без должной жесткости и прагматизма.
Беседовали Анна Сайченко и Константин Кравчук, «Контракты»
Полный текст интервью с Сергеем Тигипко читайте в журнале «Контракты» № 11 от 15.03.2010
Примечание: Интервью с Сергеем Тигипко состоялось еще до того, как Сергей Леонидович дал свое согласие занять пост вице-премьера.