Похоже, Себастьян Пиньера чего-то важного о Чили так и не понял. С одной стороны, ему удалось дважды, с перерывом на один срок, возглавить страну. С другой, он оба раза напарывался на массовые протесты. В этот раз – беспрецедентные.
Когда 6 октября объявили о повышении цены за проезд в столичном метро, понятно, народные гуляния по этому поводу не ожидались. Но и чего-то и ряда вон выходящего вроде не произошло: было 800 песо за поездку, стало 830, и только за проезд в час пик. В наших деньгах это где-то рост на гривну с 28-ми до 29-ти. В Сантьяго своей подземкой гордятся, она самая длинная, 140 километров, и самая современная в Латинской Америке. Правда, и самая дорогая. Казалось, несколько десятков песо сверху погоды не делают. Неправильно казалось.
В минувшую пятницу тысячи студентов и школьников устроили в метро настоящие погромы, группами прорываясь бесплатно на станции, круша дорогое оборудование, срывая стоп-краны во время движения поездов. Работа подземки, перевозящей до двух с половиной миллионов пассажиров семимиллионного Сантьяго, была парализована. Спустя какое-то время вандализм охватил улицы города, запылали автобусы, зазвенели разбитые витрины. Полиция пыталась делать свою работу, но без особого успеха.
Президент пошел на попятный и отменил решение о повышении тарифа за проезд, но это не произвело никакого впечатления. В субботу погромы продолжились. Протестующие стали грабить и жечь магазины, в одном из таких пожаров погибли люди – первые жертвы бунта. В Сантьяго сгорели огромные офисы энергетической компании ENEL и Банка Чили, в Вальпараисо – здание, а котором располагалась редакция старейшей газеты страны El Mercurio. Власти ввели в столице военное положение на 15 дней, затем распространили его на некоторые другие города и районы, на улицах появились вооруженные солдаты, что в Чили всегда вызывает неприятные ассоциации с годами диктатуры, но и это не помогло.
Население в целом поддерживает протесты, одобрительно стуча в кастрюли с балконов домов. Правда, у заправок выстроились очереди, чтобы запастись горючим: хаос, похоже, надолго. По сетям расходятся сообщения с хэштегом #ChileDesperto – «Чили, вставай!» В понедельник объявлена всеобщая студенческая забастовка.
Вот эта ведущая роль студентов в антигосударственных мероприятиях смущает. Дело в том, что их-то как раз повышение платы за проезд в метро не коснулось, у учащихся льготный проезд в 230 песо – около 8 гривен на наши. А это лишний раз подтверждает, что причины всплеска массовых беспорядков кроются совсем в другом, не в подземке, тарифы на которую уже поднимали в январе на 20 песо, то есть копеек на 70.
Но тот своя история. В 2011-2013 годах, как раз в первое президентство Себастьяна Пиньеры, проходили протестные акции студентов, которые требовали справедливых условий для получения образования. Не раз многотысячные марши сопровождались актами вандализма и жестокими стычками с полицией, были и жертвы. В тех событиях студенческие организации укрепились, набрались опыта и авторитета и стали выступать уже от имени всего чилийского общества по острым социальным вопросам.
Пиньера очень опытный политик, экономист, в прошлом – успешный бизнесмен с состоянием в несколько миллиардов долларов. Его брат Хосе входил в знаменитую группу «чикагских мальчиков», создавших на руинах социалистического эксперимента самую успешную экономику в Латинской Америке. Экономика Чили и сейчас – просто загляденье: тут самый высокий в доход на душу населения среди стран континента, уверенный рост ВВП и неслыханно низкая инфляция в два процента. Между тем цена этого общего благополучия – неблагополучие самых бедных. Одновременно с достижениями Чили занимает первое место и по социальному неравенству. Вот это обстоятельство сейчас и взорвало общество, повод подходил любой. Правда, больше всего пострадало от вырвавшегося возмущения столичное метро, прекрасное и ни в чем не повинное.
Вроде бы все понимают, что искусство управления – это не только умение достигать красивых цифр в статистических отчетах, это еще и работа с массовыми настроениями. Игнорировать их – себе дороже. Но все равно кто-то обязательно попадает в ловушку самоуспокоения.
Выпьем за то, чтобы в Чили в порыве гнева не разрушили то прекрасное, что у них есть, и сумели добавить то, чего не достает для настоящего счастья. И еще раз удивимся своей законопослушности на фоне того, что вытворяют другие.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец