В интервью Министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко рассказал о том, что: 1) лоббирует ипотечную программу для вкладчиков Сбербанка СССР 2) Минрегионстрой — это искусственное образование 3) жэки следует приватизировать 4) коммунальные монополии нужно акционировать
Нефтегаз платит
Правда ли, что намерение правительства компенсировать обесцененные вклады посредством оплаты жилищно-коммунальных услуг за бюджетный счет спровоцировали массовые неплатежи?
— Да, это правда. В отдельных регионах уровень оплаты коммунальных услуг снизился до критической отметки — 7%. Но мы все это относим к текущим издержкам, поэтому, имея право требовать погашения задолженности в судебном порядке, пока стараемся быть лояльными к гражданам, которые просто не поняли, что Кабмин собирается списывать накопленные долги только тем вкладчикам, у которых нет текущей задолженности по коммунальным платежам.
А кто получит компенсацию — Нефтегаз или предприятия теплокоммунэнерго?
— Соответствующий порядок еще не утвержден.
Какие варианты рассматриваете?
— В принципе, подобный механизм действовал в 2005 году, точнее, он был разработан, но его поздно начали внедрять. Сейчас правительству нужно поторопиться, поскольку этот механизм позволит, среди прочего, разрулить очереди желающих вернуть вклады...
Уточните, пожалуйста, с внедрением какого именно механизма компенсаций следует поторопиться Кабмину?
— Давайте дождемся принятия соответствующего постановления. Документ обсуждается, и я не хочу, чтобы мои заявления сочли окончательными и не подлежащими обжалованию... На мой взгляд, нужно стимулировать теплокоммунэнерго, но не напрямую, а посредством списания их долгов перед НАК «Нефтегаз Украины».
НАК получит живые деньги или Кабмин просто спишет задолженность Нефтегаза перед госбюджетом?
— Возможен как первый, так и второй вариант. Причем не исключено, что Нефтегаз сможет закрыть как просроченную задолженность по налогам и сборам, так и текущую. Однако — еще раз подчеркиваю — окончательное решение не принято. Правительство хочет сделать компенсационную процедуру выгодной для всех... Конкретно могу сказать, что на все эти цели, скорее всего, будет выделено не 14 млрд грн, как планировали в начале января, а 2 млрд. 12 млрд грн, вероятно, будут направлены населению несколько иначе. Вполне очевидно, что слишком масштабная компенсация за счет коммунальных платежей может раскрутить инфляцию — граждане потратят сэкономленные деньги в магазинах и на рынках. Лично мне кажется, что целесообразнее связать 12 млрд грн, реализовав наконец-то президентский указ об обеспечении граждан доступным жильем через ипотечные механизмы. Это позволило бы оставить деньги в рамках банковской системы и создать предпосылки, чтобы они работали на благо граждан.
Кредитная история
То есть 12 млрд грн обесцененных вкладов правительство направит на удешевление ипотечных кредитов?
— Возможно, это свело бы к нулю инфляционные риски.
А вы полагаете, что престарелым вкладчикам нужны ипотечные кредиты?
— Во-первых, мы никому их навязывать не будем, а во-вторых, многие открывали вклады для своих детей и внуков.
По крайней мере, есть риск появления структур, которые будут оптом скупать сберкнижки, в лучшем случае за полцены.
— Мы это понимаем и, если будет правительственное решение об утверждении ипотечной программы, сделаем все от нас зависящее, чтобы эти риски минимизировать. Как бы там ни было, а государство должно создать предпосылки для обеспечения граждан доступным жильем. Я считаю, что это более эффективное применение бюджетным деньгам, нежели прямое стимулирование потребления, угрожающее инфляцией. К тому же развитие ипотеки даст хороший мультипликативный эффект, известно же, что строительная отрасль является одним из локомотивов экономики. Хотя, следует признать, что между себестоимостью квадратного метра жилья в Киеве и его рыночной ценой есть серьезный разрыв — в лучшем случае около $2,5 тыс. Соответствующие суммы оседают в карманах коммунальных чиновников... Один мой знакомый, собственник строительной компании, показывал раскладку по всем, скажем так, представительским расходам.
Можете показать раскладку?
— Могу сказать, что прежде всего нужно демонополизирововать рынки стройматериалов и упростить процедуры землеотводов и выдачи разрешительной документации. Иначе мы никогда не наведем порядок в строительной отрасли. К примеру, удешевление ипотечного кредитования в рамках реализации программы строительства доступного жилья должно быть совместным делом муниципалитетов и центра. Органы местной власти, в частности, должны обеспечить землеотводы и решить инфраструктурные вопросы, а центральной — запустить ипотечную программу. Ныне действующая система передачи квартир местным властям — это путь в никуда. В социальные квартиры селят детей прокуроров и судей, а не матерей-одиночек. Тогда как у государства нет и не будет средств на строительство не только бесплатного, но и дешевого жилья. Это факт и об этом нужно говорить прямо.
Производная экономики
Почему об этом говорите вы, а не министр регионального развития и строительства?
— МинЖКХ и Минрегионстрой — искусственные образования, созданные в 2007-м под конкретного вице-премьера — Владимира Рыбака. Думаю, рано или поздно мы придем к абсолютно логичному решению: передать в ведение одного министерства напрямую связанные вопросы строительства и ЖКХ. А развитие регионов — отдельная тема, связанная не столько со строительством, сколько с административной реформой. Между прочим, создание Министерства жилищного развития предусмотрено правительственной программой.
Вашу точку зрения разделяют коллеги?
— Я беседовал на эту тему лично с Юлией Владимировной, но мы еще не доказали, на что способны. Премьеру нужны результаты, она не очень верит в разного рода теории и, на мой взгляд, правильно делает.
Чем объясняются трения между Кабмином и президентским Секретариатом?
— В целом работаем нормально, но не без шероховатостей. Полагаю, принятие нового закона о Кабмине позволит формализовать отношения с Секретариатом и парламентом.
Как долго рассчитываете проработать на посту министра?
— Сложно сказать, правительство работает в условиях политических рисков, но и премьер, и министры стараются заниматься делом.
Почему вы прошли в ВР и были назначены министром по квоте НУ—НС, а не БЮТ, который финансировал ваш знакомый Константин Жеваго?
— Я в бизнесе, начиная с 1990 года (приблизительно тогда и познакомился с Жеваго), но с приходом на госслужбу отошел от предпринимательской деятельности. По-моему, бизнесменам не место в политике. Я об этом говорил и Константину, с которым мы раньше дружили (в последнее время общаемся не столь тесно). А в команду Ющенко я попал в 2000 году, когда он рекомендовал меня на должность губернатора.
Когда и насколько вырастут цены на газ для теплокоммунэнерго и населения?
— Окончательное решение будет принято после того, как прояснится реальное финансовое состояние Нефтегаза. Правда, уже сейчас могу сказать, что без увеличения цен обойтись не удастся. Соответственно, задача государства обеспечить адекватный прирост доходов граждан. Вообще пора прекратить играться с тарифами с целью получения политических дивидендов. Иначе рано или поздно украинцы, как и граждане некоторых других менее развитых стран, будут коротать зимние вечера без тепла и света, я уже не говорю о НАК, которая ежегодно вынуждена перепродавать 10 млрд кубометров импортного газа себе в убыток. Перед нашим министерством поставлены две задачи: унифицировать тарифы и стимулировать внедрение энергосберегающих технологий в ЖКХ. Это раньше, когда газ стоил копейки, об энергосбережении никто не говорил. Хотя, помнится, диктор Игорь Кириллов интересовался перед трансляцией очередного выпуска новостей, не забыли ли граждане выключить свет в других комнатах?.. Внедрение новых технологий в ЖКХ — это неразрешимая для государства задача, мы должны привлечь реальных инвесторов в коммунальный сектор. К примеру, собственники Криворожстали или ММК им. Ильича сами внедряют энергосберегающие технологии. Начать нужно с приватизации жэков.
ЖКХ-распродажа
Когда и каким образом вы начнете приватизировать жэки?
— Прежде всего нужно понять, что эти уникальные конторы — не просто тяжелое наследие советской эпохи, наши жэки уполномочены сами и оказывать, и заказывать услуги. Хотя реально на этом делают бизнес даже не жэки, а муниципалитеты, которые контролируют финансовые потоки, но не несут никакой ответственности за происходящее в секторе ЖКХ. Вряд ли я ошибусь, предположив, что практически все квартиры в каждом доме приватизированы. Фактически это означает, что жильцы могут де-юре отказаться от услуг жэков. Однако создание объединений собственников многоквартирных домов (ОСМД) в Украине буксует, жильцы не хотят объединяться. На мой взгляд, в этом виноваты органы местного самоуправления, не разъяснившие гражданам преимуществ ОСМД. Все дело в том, что мэрам невыгодно менять существующую систему распределения средств. Кроме того, нужно учитывать, что жэки — прекрасный инструмент предвыборной агитации.
Думаю, процесс создания ОСМД можно катализировать двумя способами. Первый — оформить в собственность объединений жильцов лестничные площадки, прилегающие к дому участки и так далее (по предварительным оценкам, эту форму совместного владения удастся закрепить не более чем в 30-35% домов). Второй способ — оставить здания на балансах муниципалитетов, а коммунальные власти стимулировать к организации ОСМД централизованным бюджетным финансированием, скажем, энергосберегающих программ. Главное, чтобы ОСМД могли реально выбрать, у кого покупать ту или иную услугу. Одно дело — естественные монополии: понятно, что поставщиками электричества, воды, газа будут соответствующие коммунальные предприятия, от этого никуда не уйдешь.
Совсем другое — ремонт домов и лифтов, вывоз мусора, уборка подъездов: на мой взгляд, жители сами вправе выбирать компании, которые всем этим занимаются. Кстати, неплохо было бы, если бы Антимонопольный комитет проанализировал ситуацию на рынках этих услуг. Причем мэры городов и депутаты горсоветов должны способствовать конкуренции в соответствующих сегментах, а государство в свою очередь помогать деньгами. Важно также, чтобы граждане имели возможность переизбирать тех мэров, которые подминают под себя коммунальные монополии. Соответствующие корректировки к закону о местном самоуправлении правительство уже готовит.
Готово ли государство к тому, что ОСМД возглавят люди, связанные с местной властью и руководством коммунальных предприятий?
— Если к этому не подготовиться, то придется до бесконечности лить на коммунальную мельницу бюджетные деньги. Мы хотим создать жилищно-коммунальную инспекцию, но следует понимать, что контрольные возможности небезграничны. Было бы неплохо, если бы участники ОСМД сами контролировали подрядчиков.
Когда будет отменен мораторий на приватизацию коммунальных предприятий?
— Сначала нужно подготовить объекты к продаже: акционировать, а также унифицировать и упорядочить тарифы. В идеале — выставить на конкурсные торги 49%-ные пакеты акций, оставив муниципалитетам контроль над компаниями. Если инвесторы не согласятся на такой вариант, целесообразнее сдавать объекты в концессию, но прежде следует создать соответствующую нормативную базу, иначе можно столкнуться со скрытой приватизацией. Вообще прибыльные коммунальные предприятия я бы придержал.
А кто же, по-вашему, будет покупать убыточные?
— Нечто подобное говорили в 1998 году об облэнерго, распродавая их по дешевке. Сейчас каждая стоит по $200-300 млн, а борьба за них до сих пор продолжается. Это же будет с городскими сетями, и в этом контексте было бы справедливо, если бы в процессе продажи коммунальных предприятий часть акций продали по льготным ценам населению, кстати, именно так делают в Европе. Скажем, акции Киевводоканала могли бы быть прекрасным инструментом для инвестиций собственников вкладов Сбербанка СССР. Такие инвесторы, во-первых, получили бы доступ к информации о финансовом состоянии коммунальных предприятий, а во-вторых, более своевременно, чем сейчас, оплачивали бы их услуги. Подобные схемы практикуют во многих странах мира. Правда, в Украине на некоторое время нужно будет запретить свободное обращение этих акций, иначе их скупят за бесценок, как когда-то скупили ваучеры и земельные паи.
2007 г. — министр по вопросам ЖКХ Украины
2004 г. — народный депутат
2002 г. — президент ХК «АвтоКрАЗ»
2000 г. — губернатор Запорожской области
1998 г. — народный депутат
1997 г. — глава правления АОЗТ «Интергаз»
1995 г. — председатель НС Полтавского ГОКа
1993 г. — гендиректор СП «Интеркас-Киев»
1988 г. — директор компьютерного клуба «Киев»
1983 г. — научный сотрудник Института кибернетики имени В. М. Глушкова
1983 г. — окончил КГУ им. Т. Г. Шевченко
3 апреля 1961 г. — родился в Виннице
Фото Светланы Скрябиной