Сергей Гайдай, политтехнолог: Общаясь со многими думающими и знающими людьми, я практически от всех слышу один и тот же прогноз. Ничего у Зеленского с такой командой не выйдет. Это не те люди, которые могут кардинально изменить наше государство. А Украине нужны не просто какие-то там перемены. Набор мелких, но хороших дел. Украине нужны радикальные перемены.
Догонять черепашьим шагом цивилизованный мир – не вариант. Нам туда надо нестись галопом, догоняя тех, кто уже туда дошёл, и перегоняя тех, кто там уже давно. Социальный запрос выбиравших Зеленского был не просто о том, что надо наказать Порошенко. Лишить его власти и права на второй срок. Социальный запрос был на перезапуск государства. Такой, что бы в нем уже никогда не было места Порошенкам и его друзьям.
Но, судя по всему, иллюзии, как это обычно бывало со всеми прежними президентами, у простых граждан начинают гаснуть. Одни эксперты говорят через полгода, другие говорят через год – народная любовь закончится. Но все едины в одном – шанс спастись и выжить самому президенту Зеленскому в стране народной нелюбви к власти, в стране где тысячи мужчин побывали на войне и знают что такое оружие, в стране, которая живет от Майдана к Майдану и от бунта к бунту – это полная и радикальная смена окружения.
Кто сегодня эти люди которые его окружают? Близкие и знакомые, лояльные, понятные и комфортные. Средний сегмент персонала, который давно сидит в коридорах государственного аппарата, в грантовых организациях в корпоративных системах. У таких – главная цель не перемены, а сохранение статус-кво. Главное – не высовываться, не предлагать рискованных шагов, делать то, что привыкли делать. Тут реформаторы не водятся.
Реформаторы – они особая порода. Они редко уживаются в системах. У них вредный характер, плохо с демонстрацией лояльности, и их трудно отличить от городских сумасшедших. Они, в отличии от «трудоголиков» из системы, живут не демонстрацией своей преданности начальству – они живут идеями и потому – не комфортны. Их идеи не то что бы не популярны. Они не понятны и не очевидны непросвещенному исполнителю.
Попередники удачно загнали нам в сознание словосочетание «непопулярные реформы». Мол, мы-то хотели реформ! А почему не вышло? Ну, у народа реформы непопулярны. Нет никаких непопулярных реформ! Есть результат реформирования. И он всегда будет популярным, если за дело берутся настоящие социальные траблшутеры с несгибаемой волей довести начатое до планируемого результата. Реформа – это когда плохое изменяют на лучшее. А непопулярная реформа – это когда она отсутствует, или ее просто сымитировали
Неочевидность – первый признак правильного решения.
Снизить налоги, ликвидировать налоговую, дать экономическую свободу предпринимательству – не очевидно, зато когда бюджет не оскудеет, а наполнится, возникнут тысячи рабочих мест, поднимется уровень жизни у предпринимательского класса, заработает экономика – этот результат будет очень популярным.
Разрешить гражданам ношение короткоствола, дать им право на самозащиту – не очевидно и даже страшно. Сразу в совковом воображении рисуются картинки массовых уличных вооруженных побоищ. Зато когда пойдёт на убыль уличная преступность, как в тех странах, где право на оружие – норма, и изменится сам менталитет граждан от государственно-зависимого до свободного – этот результат будет очень популярным.
Создать энергетический рынок, ликвидировать монополии, дифференцировать всю энергосферу, снизить цену на газ и на тепло – неочевидно, что это правильное решение? Слышу крики – популизм! Но уверен это точно будет популярным решением.
Не идти на мирные условия агрессора, даже при посредничестве западных партнеров, а строить боеспособную, современную армию нового поколения, готовя ее к операциям по освобождению наших земель – не очевидно, но популярности не убавит. Особенно у активной , пассионарной части нашего общества.
Принять новую Конституцию. Провести компанию по привлечению гражданского сообщества к ее разработке и всего населения к ее обсуждению. Разъяснить, что страна, которую весь мир знает как страну, где воля народа реализовывалась через восстание на Майдане, не может не иметь в Конституции «права на восстание». Упростить закон про импичмент президента до реального, дать права избирателям на отзыв чиновников и депутатов, разрешить гражданам законодательные инициативы, сделать референдумы всех уровней – обыденным явлением, ввести голосование-онлайн вместо устаревшей бумажно-участковой системы. Переформатировать ЦВК в отдельную независимую и избираемую ветвь власти. Провести административную реформу, превратив Украину в страну сотен громад с сильным местным самоуправлением и с компактной центральной властью, в которой работает в 30 раз меньше чиновников, чем сейчас. Построить новую столицу в центре страны. Принять все эти изменения в новой Конституции не группкой депутатов, а всем украинским народом. Думаете результат такого реформирования будет непопулярным?
Я могу так долго продолжать. Но вывод один. Если президент, спасая прежде всего свою репутацию и свою судьбу вовремя не научится формировать команду не из тех, кто рассказывает, почему все это «нельзя, нет денег, все это – популизм, нас не поймут западные партнеры», а из тех, кто является наследниками Бендукидзе. Из тех, которые знают, что и как делать, чтобы получить результат. Знают, что не бывает непопулярных реформ – бывает нежелание терять зону комфорта. Знают что фраза «так никто и нигде ещё не делал» – это не повод отказаться от решения – это вызов совершить нечто, чего ещё до нас еще никто не делал.
Автор: Сергей Гайдай