Выйти за пределы собственного комфорта и больше общаться с внешним миром – один из залогов счастливой жизни СМИ без фейков.
Об этом сказала Елена Чуранова, фактчекер информационного ресурса «StopFake», сообщает Укринформ.
«Одна из советов для журналистов, чтобы избежать фейков – нужно выйти за рамки своего пузыря и больше общаться вживую», – сказала она.
Также Чупанова заметила, что ища фейки нужно знать, какими же они бывают. В частности, она рассказала о целенаправленных фейки, опрометчивые и фейки ради смеха.
«С целенаправленными фейками все ясно. Опрометчивые фейки попадаются тоже часто. Журналисты должны проверять новость за тремя источниками, как нас учат на факультете журналистики, но на самом деле реальность другая. Мы должны выставить сотню новостей, где-то не проверили, и фейк разошелся по интернету. К сожалению, существуют такие опрометчивые ошибки. Также нужно остерегаться различных мемов, которые гуляют по социальным сетям. Это могут быть фейки, чтобы посмеяться. В эти мемы могут прятать какую-то фейкову информацию, и люди в это верят», – отмечает фактчекер.
Во время воркшопа Чуранова отметила на таких признаках фейков, как кричащие заголовки, чрезмерная эмоциональность, обобщения, подделка контента (фото, видео), ненастоящие эксперты. Она также рассказала, как можно проверить новость на наличие фейков. «Как проверять? С помощью Google, но надо понимать, что искать, что опровергать. Проверяются все фактологические данные, которые есть в новости. Например, имя и фамилия человека, который дает комментарии. Если он рассказывает, как живется в Украине, но дает комментарии только для российских СМИ, то что его словам нельзя доверять.
Существуют различные программы, чтобы проверить наличие фейков в мультимедиа. В частности, Fotoforensics для проверки фото на наличие фотошопа, Dataviever разбивает видео на скриншоты, who.is показывает где и когда был зарегистрирован сайт», – сказала Чуранова.
Она также дала несколько советов журналистам, как избежать фейков – иметь проверенный список медиа, которым можно доверять; читать специалистов своего дела, а не «диванных» экспертов; больше времени проводить офлайн, а не онлайн; понимать, что в интернете можно подделать что угодно, а, следовательно, никогда не спешить жать «репост»; и, конечно, читать больше книг.